Журав

 Отзывы

Журав (то есть «журавль») над Мотлавой, бесспорно, «делает» вид Гданьска с реки. Вид у него исключительно характерный и узнаваемый. Ни одна фотография речной панорамы не должна обходиться без его немного странного профиля, напоминающего не то вставшую «на попа» фигурку из «Тетриса», не то скворечник для цапли.

Журав был построен в Средние века всего-то навсего как подъёмный кран. Жизнь в старом порту Гданьска тогда кипела, и грузооборот проходил нешуточный. На месте первоначального механизма примерно 1360-х годов постройки в своём нынешнем виде Журав вырос в 40-х годах 15 века. В 1442 году он сгорел и в последующие два года был восстановлен. Журав стал самым большим краном в Европе, каковым остаётся и по сей день, и был способен поднять на высоту 11 метров тяжесть до 4 тонн, с его же помощью ставили мачты на корабли. Кран принадлежал городу и находился в ведении специального кранового мастера. Между тем уже тогда Журав был не так прост, как кажется: внизу внутри были речные ворота для небольших судов, по бокам крана были установлены прочные и приземистые защитные башни из кирпича с боевыми орудиями. В случае чего Журав мог дать отпор при нападении.

Современному человеку не так просто уложить это в голове, но вся эта махина приводилась в движение, так сказать, ножным приводом.

В 1858 году умер последний крановый мастер, и в башни переехали обувная мастерская, парикмахерский салон и другие учреждения. Во время Второй мировой войны деревянная конструкция крана полностью сгорела, и 60 % кирпичной кладки было разрушено. Реконструкция его началась в 1956 году, а в 1962 Журав был передан под начало Морского музея.

В тёмное время суток контуры Журава подчёркивает яркая LED-подсветка.

Рядом с Журавом расположены самые «туристические» рестораны и кафе города, облюбованные гостями из Западной Европы. Кормят в них ничуть не вкуснее, чем во всех остальных. А ещё на этой же набережной, в паре шагов от крана, собраны магазины янтарных украшений уровнем повыше, чем обычные городские лавочки. Естественно, они дороже; зато здесь можно найти необычные вещицы — интересного дизайна или, например, с редчайшим голубым янтарём цвета прозрачного маренго.

Зайдя под кран и глянув на видимую часть механизма снизу вверх, можно увидеть тот самый канат из конопляного волокна толщиной с ногу, блочную систему и деревянные вороты. Современному человеку не так просто уложить это в голове, но вся эта махина приводилась в движение, так сказать, ножным приводом. То есть портовыми рабочими, которые налегали на рукояти, двигаясь вкруг воротов.

Сегодня Журав — это часть экспозиции Центрального морского музея, который занимает здания хранилищ примерно того же времени постройки только напротив, через реку, на острове Оловянка. А не так давно близ Журава был открыт Центр морской культуры, первый и пока единственный в стране и самый современный даже по мировым стандартам. Здесь организована мультимедийная многоцелевая экспозиция с 60 стендами, дающая в интерактивной форме доступ к обширным сведениям из области морской археологии, кораблестроения, техники и навигации.

Внутри Журава открыта выставка, рассказывающая о работе крана и портового люда в целом: докеров, грузчиков, купцов, вязальщиков снастей. Можно подняться по узкой деревянной лестнице на верхнюю площадку на высоте 27 метров над землёй и полюбоваться местом каторжного труда рабочих внутри и рекой Оловянкой и яхтами в гавани — снаружи.

Рядом с Журавом расположены самые «туристические» рестораны и кафе города, облюбованные гостями из Западной Европы. Кормят в них ничуть не вкуснее, чем во всех остальных. А ещё на этой же набережной, в паре шагов от крана, собраны магазины янтарных украшений уровнем повыше, чем обычные городские лавочки. Естественно, они дороже; зато здесь можно найти необычные вещицы — интересного дизайна или, например, с редчайшим голубым янтарём цвета прозрачного маренго.

Посмотрев на Журав снаружи и изнутри, будет очень неплохо посетить собственно Морской музей — один из лучших на континенте. Очень интересно увидеть средневековые навигационные приборы и технику, модели портовых мастерских и интерьеров гостиных и контор того времени. Жемчужина коллекции — остатки корабля времён «Илиады», затонувшего близ турецкого побережья.

1 отзыв о Жураве

Журав
10.0
великолепно
1
Балтийское побережье
  • Где остановиться: В курортных отелях на любой вкус на живописном Балтийском побережье Польши: Гданьск порадует обилием достопримечательностей; Гдыня славна долгой морской историей, а в Колобжеге можно основательно подлечиться на источниках. Крыница Морска понравится поклонникам спокойного отдыха, Леба порадует активных туристов, Мендзыздрое примечателен минеральными водами и нацпарком, а Свиноуйсьце может похвастать старинной водолечебницей и широкими пляжами. Сопот и Ястшембя Гура — самые популярные курорты Балтики, Устка — самый молодой. В Ястарню порекомендуем отправиться искателям эксклюзивного отдыха. Мальборк порадует неплохой «экскурсионкой».
  • Что посмотреть: Замок Мальборк, числящийся в списке ЮНЕСКО, Замок герцогов Померании в Щецине, брусчатые улочки старого города в Гданьске, старинные костёлы и два музейных корабля в Гдыне. Колобжег интересен Кафедральным собором и массой фестивалей. В Крынице Морска стоит взобраться на дюну Верблюжий горб и посетить заповедник «Птичья отмель», в Лебе — погулять по берегам озёр Лебско и Сарбско, а в Мендзыздрое — по просторам Волинского нацпарка. Свиноуйсьце замечателен старым фортом, в Сопоте находятся самый длинный деревянный мол и удивительный Танцующий дом. Must-see Устки — исторический центр города, порт и маяк, Ястарни — старый рыбацкий посёлок Хэль, Ястшембя Гуры — самый яркий на Балтике маяк и костёл.
  • Вас также могут заинтересовать Австрия, Германия, Венгрия, Финляндия, Швейцария.
  • Самые популярные города страны: Варшава, Вроцлав, Гданьск, Закопане, Краков.
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх