Журав
ОтзывыЖурав (то есть «журавль») над Мотлавой, бесспорно, «делает» вид Гданьска с реки. Вид у него исключительно характерный и узнаваемый. Ни одна фотография речной панорамы не должна обходиться без его немного странного профиля, напоминающего не то вставшую «на попа» фигурку из «Тетриса», не то скворечник для цапли.
Журав был построен в Средние века всего-то навсего как подъёмный кран. Жизнь в старом порту Гданьска тогда кипела, и грузооборот проходил нешуточный. На месте первоначального механизма примерно 1360-х годов постройки в своём нынешнем виде Журав вырос в 40-х годах 15 века. В 1442 году он сгорел и в последующие два года был восстановлен. Журав стал самым большим краном в Европе, каковым остаётся и по сей день, и был способен поднять на высоту 11 метров тяжесть до 4 тонн, с его же помощью ставили мачты на корабли. Кран принадлежал городу и находился в ведении специального кранового мастера. Между тем уже тогда Журав был не так прост, как кажется: внизу внутри были речные ворота для небольших судов, по бокам крана были установлены прочные и приземистые защитные башни из кирпича с боевыми орудиями. В случае чего Журав мог дать отпор при нападении.
В 1858 году умер последний крановый мастер, и в башни переехали обувная мастерская, парикмахерский салон и другие учреждения. Во время Второй мировой войны деревянная конструкция крана полностью сгорела, и 60 % кирпичной кладки было разрушено. Реконструкция его началась в 1956 году, а в 1962 Журав был передан под начало Морского музея.
Рядом с Журавом расположены самые «туристические» рестораны и кафе города, облюбованные гостями из Западной Европы. Кормят в них ничуть не вкуснее, чем во всех остальных. А ещё на этой же набережной, в паре шагов от крана, собраны магазины янтарных украшений уровнем повыше, чем обычные городские лавочки. Естественно, они дороже; зато здесь можно найти необычные вещицы — интересного дизайна или, например, с редчайшим голубым янтарём цвета прозрачного маренго.
Зайдя под кран и глянув на видимую часть механизма снизу вверх, можно увидеть тот самый канат из конопляного волокна толщиной с ногу, блочную систему и деревянные вороты. Современному человеку не так просто уложить это в голове, но вся эта махина приводилась в движение, так сказать, ножным приводом. То есть портовыми рабочими, которые налегали на рукояти, двигаясь вкруг воротов.
Сегодня Журав — это часть экспозиции Центрального морского музея, который занимает здания хранилищ примерно того же времени постройки только напротив, через реку, на острове Оловянка. А не так давно близ Журава был открыт Центр морской культуры, первый и пока единственный в стране и самый современный даже по мировым стандартам. Здесь организована мультимедийная многоцелевая экспозиция с 60 стендами, дающая в интерактивной форме доступ к обширным сведениям из области морской археологии, кораблестроения, техники и навигации.
Внутри Журава открыта выставка, рассказывающая о работе крана и портового люда в целом: докеров, грузчиков, купцов, вязальщиков снастей. Можно подняться по узкой деревянной лестнице на верхнюю площадку на высоте 27 метров над землёй и полюбоваться местом каторжного труда рабочих внутри и рекой Оловянкой и яхтами в гавани — снаружи.
Посмотрев на Журав снаружи и изнутри, будет очень неплохо посетить собственно Морской музей — один из лучших на континенте. Очень интересно увидеть средневековые навигационные приборы и технику, модели портовых мастерских и интерьеров гостиных и контор того времени. Жемчужина коллекции — остатки корабля времён «Илиады», затонувшего близ турецкого побережья.