
Россия не просто самая большая по площади страна, но и одна из самых многонациональных: ее населяют более 190 народов. У каждого этноса за долгую историю сложились своя культура, быт и традиции. И, конечно, визитка каждого народа, уникальная и самобытная — традиционная одежда. Национальный костюм — больше чем просто предмет гардероба. В нем зашифрована важная информация о том или ином этносе.
Русский костюм
При упоминании русского национального костюма воображение сразу же рисует кокошники, шитые узорчатые сарафаны, длинные расклешенные рукава. Меховая шапка, тулуп или шуба, отороченная мехом и тянущаяся по полу. Или белая рубаха да плетеные лапти. Так какой он, русский национальный костюм?
Русь, затем Российское царство, а после — империя складывались из большого количества славянских племен. Ученые сошлись во мнении, что вид русского национального костюма сформировался примерно в конце 12 столетия. Но это все еще был не единый образ. Ведь одежду надевали, исходя из принадлежности к сословию, возраста, события, региона проживания.
Русский костюм всегда был многослойным. Его основу составляла рубаха — ее рукава и ворот часто были украшены тесьмой и узорчатой вышивкой. Высшие сословия могли позволить себе вышивку жемчугом и драгоценными камнями. Узоры носили не просто декоративный характер, они считались оберегом от злых сил. В каждом регионе они были свои.
Мужчины обычно носили рубаху, штаны на поясе, высокие сапоги или лапти. В качестве верхней одежды — кафтан или шубу. На голове — тафья (для дома), а на улицу было принято надевать отороченный мехом колпак из дорогой ткани.
Гардероб женщин был сложнее. Поверх длинной рубахи они носили сарафан, сверху надевалась душегрея или шуба. Незамужним девушкам полагалось заплетать косы, оборачивать их вокруг головы и покрывать платком. А знаменитые кокошники носили только по праздникам — убор был тяжелый и дорогой. Его украшали жемчугом, бисером, драгоценными камнями и даже золотой тканью.
Эпоха сменяла эпоху, национальный костюм менял свой облик. На него оказывали влияние мода, развитие международных отношений России и других стран, преимущественно европейских. Так, Алексей Михайлович ввел запрет на ношение иностранной одежды, а его сын Петр I, напротив, повелел дворянам облачиться в немецкие и голландские одежды. А еще через сто лет Екатерина II снова введет в моду национальные русские мотивы.
Познакомиться с русским костюмом
- Музей русского костюма и быта в Москве. Адрес: Москва, Алтуфьевское шоссе, 2, корпус 1.
- Всероссийский музей декоративного искусства. Адрес: Москва, ул. Делегатская, 3.
- Российский этнографический музей. Адрес: Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1.
Татарский костюм
И мужской, и женский костюмы у татар основывались на двух элементах: шароварах ыштан и широкой нижней рубахе кулмэк. Мужская кулмэк шилась до колена, а женская была длиннее — до щиколотки. Девушки могли носить кулмэк вместо платья, тогда под него надевался нагрудник, расшитый оберегами. Как и русский, татарский костюм был многослойным. На рубаху надевали камзол, богато расшитую узорами жилетку, а поверх нее бешмет, это бархатный, отороченный мехом приталенный кафтан.
И, конечно, не обходилось без головного убора. У женщин он указывал на принадлежность к тому или иному социальному слою. Незамужним девушкам полагался калфак — тканая или вязаная шапка-колпак с кисточкой. Замужние покрывали голову платком или чалмой, а мужчины носили тюбетейки даже зимой. Правда, тогда поверх расшитой узорами тюбетейки надевали теплую шапку из меха.
В татарском народном костюме яркие цвета используются не просто так, каждый из них символичен. Красный — экспрессия и любовь, синий — счастье, зеленый — мир, молодость, гармония и ислам, а желтый — тоска, но позже он стал символом богатства.
Познакомиться с татарским костюмом
- Музей Старо-Татарской слободы «Татар Бистэсе». Адрес: Казань, ул. Каюма Насыри, 38.
- Музей-заповедник «Казанский кремль». Адрес: Казань, кремль.
Башкирский костюм
Башкиры — народ Урала, соседи татар. Их национальные костюмы пестрят множеством элементов, вдохновленных природой.
Ткань, из которой шили башкирские одежды, зависела от образа жизни. Например, северные башкиры были земледельцами, выращивали лен и коноплю, из которых и ткали сукно, а жители южной части Башкирии занимались скотоводством, поэтому и одежда у них была шерстяная.
Поверх халатов надевался елян — кафтан из сукна или войлока. Для женщин он шился приталенным, а для мужчин — прямым.
Женщины носили повседневное платье — кулдэк, которое украшалось вышивкой и оборками, а сверху надевали нагрудник, расшитый монетками: башкиры верили, что их звон отпугивал злых духов. Голова женщины была покрыта платком или шалью, а поверх носили бурек. Это меховая шапка, которую могли надевать и мужчины, и женщины.
У башкир были и праздничные наряды. Их украшали блестящими серебряными монетами. Такие костюмы делались долго, стоили дорого и очень высоко ценились — как предмет особой гордости, они передавались из поколения в поколение.
Познакомиться с башкирским костюмом
Национальный музей Республики Башкортостан. Адрес: Уфа, ул. Советская, 14.
Чеченский народный костюм
Мужчины традиционно носили штаны, зауженные к щиколоткам, и суконный короткий кафтан — бешмет, его застегивали на необычные пуговицы в виде узелков. Сверху накладывались теплая овчинная накидка-бурка, а на голову надевали меховую папаху, под которой носили тюбетейку.
В праздничные дни на бешмет сверху надевали черкеску. Она отличалась от бешмета треугольным вырезом на груди и газырями — особыми карманами для пороха. Черкеску принято было носить полностью застегнутой и подвязанной поясом.
Одежда женщин была яркой. База — платье‑туника. Его кроили длинным, до самых щиколоток, с широкими рукавами до кистей. Под туникой девушки носили штаны, а сверху надевали нагрудник, расшитый драгоценными камнями или сверкающими золотыми и серебряными нитями.
А поверх и без того большого количества одежды было платье из ярких и благородных бархата, атласа или парчи. Его тоже украшали вышивкой, бисером и камнями. Замужние и взрослые женщины верхние платья не носили.
Платок или шаль на голову надевали и женщины, и девушки. А богато украшенный пояс, подчеркивающий талию, женщины в семье передавали от старшей к младшей.
Познакомиться с чеченским костюмом
Национальный музей Чеченской Республики. Адрес: Грозный, пр-т Путина, 3б.
Мордовский национальный костюм
Мордва — финно-угорский народ, пришедший с Урала, а теперь живущий в Поволжье. Женский костюм состоит из платья и штанов, а на голове обязательно должна быть фата из атласа или другого мягкого материала. Мужской костюм состоит из рубахи и штанов. Обязательный атрибут — вышивка в византийском стиле.
Мордовский национальный костюм также был многослойным и включал множество элементов, которые позволяли превратить повседневную одежду в праздничную.
Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи (панар), присобранной или опоясанной специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополняли передником из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусинами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Мужчины в основном носили простые рубашки без воротника и брюки. Ноги от стоп до колен плотно обматывали подобием чулок из белой ткани — онучами, поверх надевали лапти. Зимой носили овчинные шубы.
В основном в национальной одежде мордвы преобладают белый, красный и черный цвета.
Познакомиться с мордовским костюмом
Музей мордовской народной культуры. Адрес: Саранск, ул. Советская, 19.
Дагестанский национальный костюм
В Дагестане живут больше 70 разных народов: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки и другие. У всех национальных одежд народов Дагестана есть свои общие черты.
Как и у чеченцев, основа мужского гардероба — длинная нижняя рубаха, поверх нее надевается кафтан-черческа, на которой обязательно должны быть газыри. Сверху — овчинная бурка и папаха.
Женщины в Дагестане носили разнообразные и яркие костюмы. Разные цвета — не дань моде, а способ узнать социальный статус женщины, ее принадлежность к той или иной народности и даже возраст.
Жительницы равнинного Дагестана могли позволить себе шить одежду из нежного шелка. В качестве нижнего слоя носили рубашку и штаны, поверх которых шло яркое широкое длинное платье, подпоясывались расписным кушаком, а голову покрывали платком. Распущенные волосы не допускались, их заплетали и прятали под шапочку-чухту, а поверх повязывали платок.
Чем моложе была девушка, тем больше ярких цветов было в ее одежде.
Познакомиться с дагестанским костюмом
Музей-заповедник — этнографический комплекс «Дагестанский аул». Адрес: Махачкала, ул. Даниялова, 31.
Что еще почитать по теме
Чукотский национальный костюм
Чукотка — один из самых далеких, труднодоступных и холодных уголков нашей Родины. Жители Крайнего Севера не могли носить легкие ткани вроде шелка. Одежда должна быть теплой, непродуваемой и не стеснять движений.
Первый слой — меховая рубашка-кухлянка. Часто их надевали две: первую мехом внутрь к телу, а верхнюю — наружу. Рубашка надевалась через голову, и, чтобы через широкий ворот не попадал холодный воздух, его затягивали шнурком из звериных сухожилий.
Чукчи носили штаны, которые делились на зимние и «демисезонные» (лета в тех краях почти не бывает). Зимние, самые теплые, шили из оленьей шкуры, а весенне‑осенние, облегченные — из тюленьей. Чтобы штаны не пропускали у щиколоток холодный воздух, в них тоже вставляли шнур из сухожилия и затягивали.
Чукчи даже придумали прототип дождевика — камлейку. Ее шили из выделанных кишок нерп, моржей или даже китов, а позднее — из оленьего камуса, шкуры с голени животного. Вода и мокрый снег стекали по длинной камлейке, а голову покрывал капюшон.
От мороза защищали также голову и руки. Рукавицы шили из цеха — цельной шкуры оленя. Шапки-махалаи — меховые капоры, иногда тоже двухслойные, а в теплое время года — меховые повязки, похожие на те, что надевают лыжники.
Чукчи уже тогда носили непромокаемую обувь: летнюю шили из шкур нерп, а зимнюю — из оленьих. Из-за сурового климата у одежд мужчин и женщин не было сильных различий. Женские наряды женщин отличались лишь украшениями — на них можно было увидеть бахрому, кисточки и кожаные тесемки, расшитые мелким бисером.
Познакомиться с чукотским костюмом
Музейный центр «Наследие Чукотки». Адрес: Анадырь, улю Ленина, 23.
Калмыцкий национальный костюм
Калмыцкий национальный костюм претерпел множество изменений за свою историю — до 13 века предки калмыков вели кочевой образ жизни, занимаясь животноводством, и их одежды были практичными, защищающими от степных ветров и палящего солнца. Потом они попали под власть Орды, но продолжали кочевать.
Основу костюма составляла нижняя рубаха. Мужчины обязательно носили пояс — без него нельзя было выходить на улицу. К рубашке надевались брюки, которые заправляли в сапоги. Мужчины-калмыки могли носить украшения: например, обережное кольцо надевали на безымянный или средний палец левой руки, а в левое ухо можно было вставить серьгу.
Калмыцкие женщины тоже носили рубахи-киялики, их ткали из ситца или миткаля. Сверху надевался жилет‑корсаж и ситцевое платье — обязательно с длинными рукавами и подпоясанное кушаком. Женщинам тоже разрешалось носить брюки наравне с мужчинами. В холодное время утеплялись овчинными тулупами. Замужние женщины носили терлег — платье из яркой ткани, расшитое растительным орнаментом, которое застегивается спереди на металлические пуговицы.
Познакомиться с калмыцким костюмом
- Музей кочевых народов в Элисте. Адрес: Элиста, улица Номто Очирова, 9, РЦ «Уралан».
- Выставка «Аристократия степи. История калмыков в костюмах» в Астраханском краеведческом музее. Адрес: Астрахань, улица Советская, 15.
Карельский костюм
Карелы — один из финно-угорских народов, они издавна живут среди лесов и тысяч озер. Отличительная черта карельского гардероба — шейный платок. Он был расшит мелким и сложным орнаментом.
Мужчины предпочитали штаны из зеленого или синего сукна и рубашку с яркой вышивкой-оберегом. Рубаху подпоясывали кушаком, а сверху накидывали черную жилетку.
Как и у многих народов, белая рубаха с широкими рукавами составляла основу гардероба карельских девушек. Поверх надевали яркий сарафан с вышивкой вокруг горловины. Северные карелки сарафанов не носили: вместо этого надевали юбку и блузу, а поверх нее — фартуки из шерсти или льна. На талии обязательно повязывали пояс-оберег.
Вышивка занимала не последнее место в мире карел — она изображала птиц, животных и символизировала все стихии природы. Карелы верили, что орнаменты оберегают их.
Головной убор — такая же обязательная часть костюма, как и орнамент. Незамужние женщины могли не покрывать голову и надевали ободки из бересты, а замужние должны были прятать волосы под шапочку-повойник.
Познакомиться с карельским костюмом
Национальный музей Республики Карелия. Адрес: Петрозаводск, пл. Ленина, 1.