Транспорт в Париже
Впервые столкнувшись с «парижскими тайнами» транспортной сети, неподготовленный турист часто ощущает себя полностью сбитым с толку — между тем в кажущемся безумии есть строгая и логичная система (во Франции почти всегда так). Стоит лишь раз понять ее основные принципы — и перемещение на городском транспорте Парижа больше не будет вызывать затруднений. Итак:
Муниципальный транспорт: метро, автобусы и трамваи
Собственно Париж и пригороды (так называемый «Большой Париж») накрепко связаны единой транспортной системой, разделенной на 5 зон: чем дальше от центра, тем больше номер зоны. Тарификация поездок зависит от того, из какой зоны в какую вы направляетесь. Массовому туристу важно знать, что почти все достопримечательности Парижа сосредоточены в зонах 1-2 (исключение — квартал Дефанс, он расположен в 3-й зоне). Исходя из этого можно смело садиться в автобусы с двузначными номерами маршрутов и на любую линию метро — дальше второй зоны они не ходят.
Автобусы
Парижские автобусы удобны, если вы хотите совместить поездку с осмотром города — они многочисленны, комфортабельны и достаточно быстры, так как используют выделенные полосы. Каждая остановка оснащена номерами и картой маршрутов — можно без спешки разобраться в хитросплетениях автобусной сети.
Трамваи
С парижскими трамваями та же проблема, что и с RER: они ходят в пригороды и способны утащить вас гораздо дальше чем нужно, вдобавок контролеры с радостью воспользуются вашей ошибкой — в точности как в RER.
Проложить маршрут
Если вы не уверены в себе или вам нужен специфический маршрут, сайт RATP (управляющей всем парижским транспортом компании) придет вам на помощь: просто введите на заглавной странице пункты отправления и прибытия — сайт рассчитает за вас нужные пересадки и время в пути. Там же можно найти интерактивную карту всего парижского транспорта, скачать обычную, а также получить последнюю информацию о ремонтах и забастовках — вещь для Франции отнюдь не лишняя.
Виды билетов
Хотя число разновидностей билетов, проездных и дисконтных карт поначалу способно вогнать в ступор, для туриста все относительно просто.
Если вы остановились в пригороде Парижа, стоит приобрести одноразовый билет Origine-Destination — его стоимость зависит от выбранных начальных и конечных точек вашего маршрута. Книжечка из 10 билетов обойдется на 20 % дешевле в пересчете на стоимость одного билета. Для поездок из аэропортов существуют специальные виды билетов, информация — на официальном сайте RATP.
Одноразовый билет ticket+ стоит 1,80 EUR и дает пассажиру право передвигаться на всех видах транспорта в черте города — от RER до фуникулера на Монмартре (в метро с помощью ticket+ можно доехать до любой станции, не заботясь о хитростях транспортного зонирования, а вот в RER этот билет действителен только в границах зоны 1). Купить его можно в любой кассе метро, причем книжечка из 10 билетов (carnet) стоит 14,10 EUR, и цена одной поездки окажется существенно ниже. Дети до 3 лет передвигаются по Парижу бесплатно, а с 4 до 10 — вдвое дешевле взрослых (7,05 EUR за 10 билетов). С этим билетом вы сможете пересаживаться с метро на RER и обратно в течение двух часов (либо с автобуса на трамвай — в этом случае билет действует на полчаса меньше).
Этого ограничения лишены проездные Mobilis и Navigo. Первый стоит 7 EUR и дает возможность перемещаться по Парижу любым видом транспорта в течение суток, главное — не вылезать из города, то есть за пределы 1-2 зоны (есть более дорогие варианты с большим количеством зон, но обычно туристу они малоинтересны). Приобрести его можно там же, где билеты ticket+, после покупки нужно вписать ручкой ваши ФИО и дату использования — за этим достаточно строго следят. Navigo выглядит как обычная карта с магнитной полосой, существуют ее варианты на неделю, месяц и год. Также в продаже есть новая разновидность этого проездного — Navigo toutes zones. Для туриста это подлинная находка — за 21,25 EUR в неделю вы сможете перемещаться по всей транспортной сети Парижа с 1-й по 5-ю зону и не забивать голову лишней информацией. Если же вы планируете провести в столице больше времени, единожды приобретенную карту можно легко пополнить через интернет.
Paris Visite
Своеобразный гибрид проездного и дисконтной карты, Paris Visite активно рекламируется как идеальное решение для туриста. На деле ее стоимость как проездного завышена по сравнению с Mobilis и Navigo, а преимущества сомнительны: обещанные скидки едва заметны и вдобавок относятся лишь к музеям «второго эшелона», избежать очередей в Лувр или Музей Орсе карта Paris Visite вам тоже не поможет.
Такси
У такси три тарифа: тариф «А» (0,89 EUR/км) действует с понедельника по субботу с 7:00 до 17:00 в черте города, тариф «В» (1,14 EUR/км) — в выходные и праздничные дни, а также ночью и за чертой города в пределах большого Парижа, тариф «С» (1,38 EUR/км) — в выходные и праздничные дни, а также ночью за чертой города в пределах большого Парижа. Посадка — только на специальной стоянке или заказ такси по телефону; можно остановить такси на улице, если машина свободна и находится не ближе 50 м от ближайшей стоянки. Посадка в такси стоит от 2 EUR, каждое место багажа — от 1 EUR.
Велотакси
В городе, помешанном на экологии и здоровом образе жизни, такси на «человеческой тяге» не могло не найти своих поклонников. Конечно, полноценным видом транспорта его назвать трудно, но экскурсионным — вполне. Особенно интересны для туристов велотакси «Король Хлодвиг» — их дизайн отчасти копирует парижские фиакры начала прошлого века. Полуторачасовая прогулка на таком транспортном средстве включает экскурсионный тур по основным достопримечательностям центра Парижа и обойдется всего в 25 EUR с человека, если вы путешествуете вдвоем.
Туристические автобусы
Если вы новичок в столице Франции и толком не знаете, с чего начать знакомство с городом, имеет смысл воспользоваться услугами одной из компаний, организующих автобусные экскурсии — всего их три.
Билеты компании Open Tour самые дорогие, зато сеть их маршрутов самая разветвленная. К тому же эта компания — подразделение RATP, управляющей всей транспортной системой Парижа, поэтому автобусы Open Tour передвигаются по выделенным полосам, как рейсовые автобусы и такси.
Компания Foxity больше ориентирована на бюджетных путешественников — это хороший выбор, если вы хотите получить базовое представление о городе за разумные деньги.
Компания Big Bus Paris занимает промежуточное положение, хотя ее сложно назвать «золотой серединой» — маршрут ее автобусов почти неотличим от Foxity, а ценник приближается к Open Tour. С автобуса любого перевозчика вы можете сойти где захотите, а затем продолжить путь по тому же билету — он действует весь день (есть и варианты на несколько дней).
Экскурсии по Сене
Среди множества фирм, организующих подобные экскурсии, наиболее известны Bateaux parisiens и Bateaux mouches. Как правило, экскурсия длится 1-2 часа и включает в себя краткий рассказ о городе на французском или английском языках. Существуют и варианты ночных экскурсий, а также «гастрономический тур», когда вы сможете совместить речную прогулку с романтическим ужином на борту. Цены на мероприятия «все включено» достаточно приемлемые по парижским меркам — ужин на двоих в компании Bateuax parisiens обойдется в 178 EUR. Bateaux mouches предлагают комбинацию ужина на борту и билетов в кабаре Crazy Horse за 215 EUR с человека — выбор за вами!
Несколько особняком стоит компания Batobus — в отличие от конкурентов, на ее судах нет экскурсионной программы, они ближе всего к привычным нам речным трамвайчикам. Из еды на борту — автомат с шоколадками и кока-колой. Зато цены у них существенно ниже (от 7 EUR), и вы сможете по одному билету путешествовать по Сене весь день, выходя на любой остановке и возобновляя путешествие когда угодно (в точности как на экскурсионных автобусах).
Еще один плюс Batobus — возможность использовать его в качестве полноценного городского транспорта, ведь подавляющее количество парижских достопримечательностей — от Лувра и сада Тюильри до музея д’Орсэ и Консьержери — находится в «шаговой доступности» от реки.
Аренда велосипедов и авто
Если же вы поклонник здорового образа жизни и дома не расстаетесь с велосипедом, вам подойдет парижский сервис Velib. Принцип действия схож с Autolib: нужна регистрация в системе и залог в 150 EUR (его заблокируют на вашей кредитной карте). Доступ к сервису на сутки обойдется вам в 1,70 EUR. Первые полчаса аренды бесплатны, вторые обойдутся в 1 EUR, дальше тарифы растут в геометрической прогрессии (к счастью, Париж относительно невелик и пересечь его за час способен даже неопытный велосипедист).
С авто ситуация сомнительная: в центре города жесткий трафик и проблемы с парковками. Но вот взять машину напрокат, чтобы отправиться прочь из Парижа — мысль преотличная. Подробнее читайте тут: аренда авто в Париже.