Формула-1

Формула-1: история соревнований, интересные факты и особенности проведения, отзывы туристов, фото и видео.

Формула-1 — важнейшее и самое престижное событие в мире автогонок, по праву называемое «королевой автоспорта», уже давно ставшее мечтой почти каждого гонщика в мире, и, ко всему прочему, еще и самый дорогой вид автоспорта.
Несмотря на это, скорости здесь не самые высокие и несколько уступают, скажем, серии Champ Car — а все из-за строгих ограничений в регламенте.
Формула-1 вносит определенный вклад не только в спорт, но и в автомобильную промышленность. В гонках используются только болиды, созданные использующими их командами. Благодаря этому и крайне высокой конкуренции среди участников, новые технологии здесь рождаются с удивительной скоростью. Разумеется, из-за особенностей конструкции гоночных болидов, далеко не всегда возможно без серьезных изменений перенести на обычны дорожные автомобили, но несколько ценных открытий было сделано именно благодаря Формуле-1. Например, в 1990 году Ferrari впервые представила на гонках болид с антипробуксовочной системой. В рамках Формулы-1 она была довольно быстро запрещена из-за того, что столь сложная система позволяет пилотам безнаказанно совершать много ошибок — но зато через несколько лет она стала появляться в обычных машинах.

История

Уже в 30-х годах прошлого века появились первые предпосылки для возникновения Формулы-1. Был сформирован регламент, по которому должен был проводиться чемпионат, а начало самих гонок было запланировано на 1941 год. Начавшаяся война отсрочила этот момент на шесть лет — в 1946 году были утверждены окончательные правила, а в 1947 наконец были проведены первые гонки в классе Формула А. Еще через три года появилась и сама Формула-1.

Первый чемпионат был начался в мае 1950 года в Великобритании, на трассе Сильверстоун. Следующие этапы прошли в Монако, США, Швейцарии и Франции, а завершающим стал гран-при Италии. Первым чемпионом на этих гонках стал итальянец Джузеппе Фарина, представлявший команду Альфа Ромео. За следующие семь лет его напарник Хуан-Мануэль Фанхио пять раз получал титул чемпиона мира, а впоследствии — и титул одного из величайших гонщиков Формулы-1.

За всю историю Формулы-1 в гонках приняло участие пять женщин-пилотов, правда, ни одна из них так и не добилась каких-то значимых результатов.

В 1958 году удача отвернулась от Италии и в Формуле-1 наступила «эпоха англоговорящих гонщиков». Победители следующих одиннадцати лет были хоть и из разных стран, но все — из англоговорящих.

В 1962 году Лотус, одна из ведущих команд следующих 20 лет, сделала важное для дальнейшей судьбы Формулы-1 открытие, впервые в истории использовав в конструкции болидов монокок, позаимствовав его из авиационной промышленности. Уже через четыре года различные достижения аэродинамики использовались на гонках повсеместно — из задней подвески машин выросли актикрылья, увеличивающие прижимную силу на поворотах.

В 1968 году эта же команда выступила с еще одной инновацией, правда, теперь уже не технического характера. Лотус украсили свои автомобили наклейками «Империал Табакко», положив начало спонсорству, теперь кажущемуся неотъемлемой частью гонок.

И, наконец, третьим важным изобретением команды стало применение граунд-эффекта, благодаря которому прижимная сила увеличивалась еще больше, а повороты проходились еще быстрее. Довольно скоро все команды тоже стали им пользоваться, правда, в 1983 году граунд-эффект был запрещен FIA, боровшейся с ростом скоростей.

В 80-х годах наступила эпоха турбодвигателей. Впервые такие двигатели были использованы командой Рено в 1977 — и всего через десять лет мощность моторов болидов превышала 1000 лошадиных сил (что, кстати, остается рекордом и по сей день). Но и тут FIA помешала дальнейшему развитию скорости — в 1984 был ограничен размер топливного бака, в 1988 — допустимое давление наддува турбодвигателей, а в 1989 и сами двигатели.

В начале 90-х в конструкции болидов стала использоваться электроника, а в 1995 FIA — снова — ввела запрет на многие нововведения, аргументировав это тем, что слишком много функций в управлении автомобилем на себя брал компьютер, уменьшая ценность пилота.

В конце века в Формуле-1 наступил своеобразный кризис. Из-за столь стремительного роста технологий затраты на создание болидов вдруг возросли столь же стремительно и у многих команд уже исчислялись сотнями миллионов долларов в год. Далеко не все могли себе это позволить и количество участников резко сократилось.
Начало этого века было ознаменовано безусловным доминированием Феррари, получившей Кубок конструкторов и, благодаря талантам Михаэля Шумахера, пять побед подряд. В это же время регламент гонок стал постоянно изменяться. Формат квалификации с тех пор был изменен уже четыре раза, кроме того, с целью уменьшения скоростей и увеличения количества обгонов в 2005 году был введен ряд серьезных ограничений, а в 2006 вступил в силу отказ от десятициллиндровых моторов. И, наконец, в 2010 году (хотя, конечно, это можно назвать вехой в истории Формулы-1 только для России) в гонках впервые принял участие российских пилот Виталий Петров, выступивший за команду Рено.
Формула 1: чистая страсть

Как попасть на Формулу-1

Есть несколько способов увидеть гран-при Формулы-1 своими глазами.

Во-первых, вы можете обратиться в одно из туристических агентств, предлагающих спортивные туры. Автогонки пока еще несколько менее популярны чем, скажем, футбольные матчи, и подходящих туров будет ощутимо меньше — но вряд ли сейчас на Земле еще осталось место, куда, при желании, нельзя купить путевку, так что что-то подходящее наверняка найдется. Главным недостатком этого способа, естественно, является его стоимость, да и не факт, что ваши пожелания не разойдутся с возможностями туроператора. Но нельзя отрицать его удобства. Все, что от вас в данном случае требуется — это заплатить необходимую сумму, собрать вещи и с содроганием дожидаться нужного дня.

Во-вторых, можно спланировать и устроить свою поездку самостоятельно. Выйдет дешевле, и вы наверняка сможете посмотреть все, что захотите, а условия вашего проживания будут именно такими, какие вам и нужны. Но трудностей тут будет побольше. Начать планировать поездку придется еще до начала сезона, потому что билеты на Гран-при раскупаются почти сразу после поступления в продажу. Стоит вам только замешкаться на пару недель, и вы рискуете обнаружить, что в свободной продаже билетов уже нет. Кроме того, выбором жилья тоже стоит озаботиться заблаговременно. Вы далеко не одиноки в своем желании поприсутствовать на гонках, так что если выбором отеля вы займетесь в последний момент, вполне вероятно, окажется, что вам просто негде жить. Ну и, разумеется, все остальные проблемы, обычные для самостоятельной организации путешествий, тоже лягут на ваши плечи.

И в-третьих, есть клубы любителей Формулы-1, организующие групповые поездки на Гран-при — вы можете присоединиться к ним. Единственным очевидным недостатком в данном случае будет необходимость всюду следовать за своей группой и подчиняться решениям организатора. Плюсов же довольно много. Многие авиакомпании и отели делают большие скидки людям, путешествующим в группе. Вы окажетесь под руководством людей, уже не раз посещавших подобные мероприятия и вам точно подробно расскажут и покажут, куда идти и что делать. И, что самое главное, весь этот путь вы проделаете в большой компании единомышленников.

В выборе трассы и билетов тоже есть свои тонкости.
Все трассы разные и какие-то из них могут казаться вам совсем скучными, а какие-то — исключительно интересными, но это не единственное, на чем должен основываться ваш выбор. Не стоит забывать, что они все расположены в разных странах и для того, чтобы оказаться на каждой из них нужно приложить разное количество усилий. Скажем, при прочих равных, выбирая между гран-при в Японии и Бельгии, Бельгия наверняка окажется предпочтительнее. Шенгенскую визу получить куда проще, чем японскую, которая выдается только по приглашению, арендовав машину в Бельгии вы не столкнетесь и с левосторонним движением, ни с дорожными указателями, надписи на которых даже не можете прочитать, а цены на отели в Японии несравненно выше. Кроме того, японцы довольно плохо знают английский, и, даже если вы найдете кого-то, готового с вами поговорить, нужно будет приложить определенные усилия, чтобы понять японский английский, да и билеты там раскупаются намного быстрее. Подобные сравнения стоит сделать всегда, когда ваш выбор состоит более чем из одной трассы.

Трассы, опять же, разные, и расположение мест на них, соответственно, тоже всегда разное. Лучше заранее внимательно изучить отзывы уже побывавших там людей, чтобы не обнаружить вдруг, что вы находитесь прямо напротив самого скучного отрезка пути и экраны слишком далеко, чтобы что-нибудь на них разглядеть.

И снова — все трассы разные, и условия на них разные. Если вы предполагаете, что у вас есть шанс попасть в какую-то из льготных категорий, подробно изучите условия именно той трассы, которую планируете посетить. Грустно было бы, например, по приезде выяснить, что вы совершенно зря купили для своего ребенка билет на VIP-трибуну, потому что он мог пройти туда с вами бесплатно.

Все статьи о событийных турах на «Тонкостях»

Быстрый переход наверх