Маршрут модернизма
Легендарный «Маршрут модернизма» Реуса — это увлекательное путешествие по улочкам старинного города, которое проходит вдоль самых красивых зданий Каталонии. Балкончики, драконы, медузы и растительные орнаменты, тонкость архитектурных форм, смелость решений и изысканность отделки — вот те черты, что присущи всем «модерновым» постройкам Реуса, а фамилии их создателей сегодня известны далеко за пределами Испании. Прославленный Пере Каселлес, гениальный Луис Доменек-и-Монтанера и его сын Пере Доменек-и-Роура — вот «костяк» тех маэстро строительного искусства, что наполнили родной город Антонио Гауди, пожалуй, самыми запоминающимися зданиями во всем регионе. Увы, сам сеньор Гауди на своей родине не построил ни одного дома.
«Маршрут модернизма» (Ruta del Modernismo) проходит по центру Реуса и охватывает 24 здания, каждое из которых может похвастать статусом «исторического памятника», а также специальной информационной табличкой с датой создания и именем архитектора. Карту этой пешеходной экскурсии протяженностью в 2-3 часа можно получить в Туристическом офисе Реуса, что находится на Рыночной площади в Центре Гауди на первом этаже. Адрес: Plaza del Mercadal, 3. К слову, именно с этой красивой площади маршрут и начнется. Пробежимся по самым запоминающимся памятникам Рута-дель-Модернизмо и мы.
Пласа-дель-Меркадель (она же Рыночная площадь) — не только самое красивое место в Реусе, но и вотчина одного из лучших образцов каталонского модерна. Разумеется, речь идет об особняке Каса-Навас, который был построен блистательным Луисом Доменек-и-Монтанерой в 1901—1908 гг. (этот дом обозначен на карте под № 1). Удивительной красоты фасад здания, украшенный причудливой резьбой и барельефами растительного орнамента, считается лишь дополнением к интерьерам виллы. Здесь сохранились столетней давности предметы мебели, мозаичные панно, ошеломительные витражи и тому подобные штучки в стиле модерн.
Здесь же, на Рыночной площади, находится 24, последний, пункт кругового «Маршрута модернизма» — это дом Каса-Пиньоль. Он был построен в 1910 г. еще одним знаменитым уроженцем Реуса — великим мастером архитектуры Пере Каселлесом. (Адрес: Plaça del Mercadal, 17.)
Но стоит идти дальше, наконец-то покинув дружелюбную площадь, и свернув на Carrer de Monterols, где под № 2 находится новый объект — миниатюрный домик Каса-Лагуна (Carrer de Monterols, 15). Облицованный мозаикой неправильной формы, он считается одним из самых очаровательных зданий в городе. Повернув далее по «Маршруту модернизма» на Raval de Santa Anna, можно выйти к дому, где родился Антонио Гауди (адрес: Carrer de Sant Vicenç, 4). Некогда в этом здании находилась медницкая мастерская дедушки великого архитектора. На этой же улице Raval de Santa Anna, 32-34 находится третий пункт программы — особняк Каса-Серра (1924) и по соседству с ним — Каса-Марко (1926, адрес: Carrer de Santa Anna, 23-25, угол с Raval de Santa Anna, № 4 в Рута-дель-Модернизмо). Причем последнюю виллу построил сын того самого Доменек-и-Монтанера, который возвел Каса-Навас.
Еще пара мест, которые непременно стоят посещения — это богатая на модерн улица Carrer de Sant Joan, что отходит от площади генерала Прима. Самое красивое здание здесь — это Каса-Сагарра (№ 19), а на противоположной стороне улицы обратите внимание на Каса-Тарратс (№ 18), созданное по проекту Пере Каселлеса в 1892 г. Это здание примечательно тем, что было одним из первых шедевров только зарождающегося стиля модерн, потому в его фасаде и отделке еще прослеживаются и элементы эклектики, и неоготики. Идем дальше: пункт № 17, очередное творение Пере Каселлеса под названием Каса-Грау (адрес: Carrer de Sant Joan, 32), а также строгое и небольшое здание туберкулезного диспансера (№ 16 на «Маршруте модернизма»). Последнее появилось уже на закате моды к модерну, потому интересно своим эклектичным стилем. Его автор — преданный ученик Гауди — Жуан Рубио-и-Бельвер, который в том числе помогал талантливому зодчему при возведении барселонских памятников: Саграда-Фамилии, парка Гуэль, Каса-Бальо и др.
К счастью, Carrer de Sant Joan заканчивается, как и силы к восприятию прекрасного, поэтому пришло самое время подкрепиться тапас и кувшином сангрии в одном из уютных кафе, чтобы потом вновь броситься в изучение каталонского модерна. Осталось не так много, но все исключительно интересного характера и специфики, как, например, причудливый модернистский комплекс винодельческой станции (адрес: Passeig de Sunyer, 4-6; № 12 на маршруте). Неподалеку — образец раннего каталонского модернизма — бывшая скотобойня 1889 г. (№ 13), которая функционировала вплоть 1970. Уставшим, можно закончить у здания школы Прат-де-ла-Риба (№ 11, адрес: Av. Prat de la Riba, 36). Это одно из самых красивых творений Пере Каселлеса в Реусе, радующее глаз своей нарядной отделкой из сине-голубых изразцов. Ну а тем, у кого еще остались силы, мы советуем дойти весь путь до конца — каждый особнячок этого удивительного города стоит быть увиденным, каждый архитектор — прославленным, а каждый турист, дошедший до конца — официально «прокачанным». Где, как не в Реусе, можно всего за полдня увидеть такое количество фантастических образчиков каталонского модерна? Да нигде!