Музей канализации в Париже
Один из самых интересных музеев французской столицы, который находится под землей и связан не с самой ароматной темой, посвящен канализации Парижа. Несмотря на свою специфическую тематику, коллекция этого музея способна натурально вернуть вас в прошлое — пройтись по тоннелям и стокам, которые были проложены столетия назад и с тех пор практически не менялись. Вообразить себя тем самым парфюмером или украденной и спрятанной под многотысячными тоннами земли принцессой. Наконец, просто подивиться силе человеческой мысли, способной продумать столь масштабный проект по очистке города за каких-то пару лет.
Музей канализации в Париже: популярные отели рядом
SHANGRI-LA5 звезд216 766 ₽
FOUR SEASONS GEORGE V5 звезд336 250 ₽
D'ORSAY4 звезды41 167 ₽
THERESE4 звезды25 747 ₽
ALISON3 звезды23 520 ₽
THOUMIEUX3 звезды33 581 ₽
O.LYSEE2 звезды32 911 ₽
ODESSA MONTPARNASSE2 звезды20 528 ₽
LÉONARD DE VINCI 21 звезда15 114 ₽
RELAIS 12BIS BANDBбез категории52 003 ₽
VILLA SAINT GERMAINбез категории59 686 ₽
Прежде чем погружаться в недра столицы Франции, стоит хотя бы по вершкам ознакомиться с историей парижской канализации. Оказывается, первыми, кто задумался о чистоте в городе были римляне. До наших дней даже сохранилось порядка 18 м канализационных труб тех поистине давних времен, которые находятся под развалинами римских бань в веселом и полном студентов Латинском квартале. Увы, при посещении Музея канализации наследие детей Ромула не увидишь, зато с ними можно познакомиться в термах Клюни.
Но Рим пал, а Париж удержался и стал расти, пить вино и веселиться, потому о чистоте и гигиене здесь забыли, и к эпохе Средневековья «город любви» превратился в зловонный рассадник заразы и инфекций. На протяжении нескольких веков в качестве канализации в Париже выступали переполненные канавы, куда стекались жидкие отходы.
На рубеже 12-13 столетий Филипп Август отдает приказ вымостить улицы города брусчаткой, а в середине каждой мостовой сделать сточную канаву. Увы, большого эффекта это действие не возымело. И в 1370 г. префект Обрио, служивший при Карле V, решил возвести в Париже первую канализационную систему — тоннель под улицей Монмартр, который выходил бы к Менильмонтану. Но время шло, столица росла, а канализация за ней не поспевала. К 1636 г. система стоков Парижа должна была обслуживать уже почти 415 тыс. жителей, а длина ее составляла не более 23 км. Прошло еще 150 лет, а она продлилась лишь на 3 км.
К счастью, в Париж пришел барон Осман, не только значительно перестроивший столицу, но и наконец-то приказавший разобраться с грязью в городе и нечистотами в Сене. За дело взялся гениальный инженер Бельгран, который за каких-то 10 лет, с 1850 по 1860 гг., спроектировал практически безупречную систему тоннелей, включив в нее и существующие ходы, обнаруженные в ходе изучения «подземного царства».
Благодаря этой бесплатной рабсиле, Бельгран смог воплотить свой проект в силу: создать коллекторы, где отстаивалась и очищалась вода, продумать системы очистки стоков, провести новые тоннели, выводящие отходы и грязь далеко за пределы Парижа. Эти ходы стали, по факту, дублерами наземных улиц города, и даже получили таблички с названиями и номерами домов. К 1878 г. система канализации столицы Франции составляла уже 600 км!
Новая реконструкция парижских подземелий началась в 1991 г., когда правительство выделило 330 млн USD, благодаря которой появилось автоматическое очистное оборудование с компьютерной системой контроля.
Что же увидит турист, не побоявшийся спуститься в недра Парижа? Массу интересного: и проследить историю развития канализации французской столицы, и посмотреть на систему водостоков, и прогуляться вдоль коллектора, и познакомиться с методами очистки воды, и даже увидеть всевозможные старинные и современные приспособления и машины, работающие на благо чистого и благоухающего Парижа. Если говорить подробнее, то из Музея канализации видны коллектор авеню Боске, подводка улицы Коньяк-Же, система защиты от наводнений на площади Резистанс, а также отход южного выпуска, отводящего сточные воды на очистительную станцию в Ашере.
Координаты
Адрес: напротив дома 91 по Quai d’Orsay (7-й округ Парижа). Как добраться: ближайшие станции метро и электричек RER — Pont de l’Alma и Alma-Marceau.
Часы работы: сб-ср май-сентябрь 11:00-17:00; октябрь-апрель 11:00-16:00, чт-пт — выходные дни.
Стоимость посещения 4,20 EUR.
Веб-сайт: egouts.tenebres.eu.