Музей канализации в Париже

Один из самых интересных музеев французской столицы, который находится под землей и связан не с самой ароматной темой, посвящен канализации Парижа. Несмотря на свою специфическую тематику, коллекция этого музея способна натурально вернуть вас в прошлое — пройтись по тоннелям и стокам, которые были проложены столетия назад и с тех пор практически не менялись. Вообразить себя тем самым парфюмером или украденной и спрятанной под многотысячными тоннами земли принцессой. Наконец, просто подивиться силе человеческой мысли, способной продумать столь масштабный проект по очистке города за каких-то пару лет.

Прежде чем погружаться в недра столицы Франции, стоит хотя бы по вершкам ознакомиться с историей парижской канализации. Оказывается, первыми, кто задумался о чистоте в городе были римляне. До наших дней даже сохранилось порядка 18 м канализационных труб тех поистине давних времен, которые находятся под развалинами римских бань в веселом и полном студентов Латинском квартале. Увы, при посещении Музея канализации наследие детей Ромула не увидишь, зато с ними можно познакомиться в термах Клюни.

Но Рим пал, а Париж удержался и стал расти, пить вино и веселиться, потому о чистоте и гигиене здесь забыли, и к эпохе Средневековья «город любви» превратился в зловонный рассадник заразы и инфекций. На протяжении нескольких веков в качестве канализации в Париже выступали переполненные канавы, куда стекались жидкие отходы.

Надо сказать, выглядело это все не так забавно: в 1131 г. из-за них даже погиб старший сын короля Людовика VI Филипп Молодой. Он подхватил смертельно опасную по тем временам инфекцию, упав в открытый сток. Представляющее собой свалку мусора, это жалкое подобие канализации буквально кишело заразой. А когда уровень воды в Сене периодически поднимался, вся эта «прелесть» стремилась с грязью и отбросами на улицы прекрасного Парижа. Изящные картинки киноленты «Парфюмер» – лишь цветочки французской столицы того времени.

На рубеже 12-13 столетий Филипп Август отдает приказ вымостить улицы города брусчаткой, а в середине каждой мостовой сделать сточную канаву. Увы, большого эффекта это действие не возымело. И в 1370 г. префект Обрио, служивший при Карле V, решил возвести в Париже первую канализационную систему — тоннель под улицей Монмартр, который выходил бы к Менильмонтану. Но время шло, столица росла, а канализация за ней не поспевала. К 1636 г. система стоков Парижа должна была обслуживать уже почти 415 тыс. жителей, а длина ее составляла не более 23 км. Прошло еще 150 лет, а она продлилась лишь на 3 км.

К счастью, в Париж пришел барон Осман, не только значительно перестроивший столицу, но и наконец-то приказавший разобраться с грязью в городе и нечистотами в Сене. За дело взялся гениальный инженер Бельгран, который за каких-то 10 лет, с 1850 по 1860 гг., спроектировал практически безупречную систему тоннелей, включив в нее и существующие ходы, обнаруженные в ходе изучения «подземного царства».

Хитрый Бельгран, дабы как можно дешевле и быстрее расчистить основательно забитые старинные тоннели, распустил слух о найденных под улицами Парижа драгоценностях. В канализацию потянулись массы жадных охотников за дармовщиной, которые, пробиваясь через нечистоты и вытягивая на поверхность сотни кубометров тины и грязи, прочистили тоннели. Монеты и драгоценности нашли, конечно, но далеко не в таких размерах, как все ожидали.

Благодаря этой бесплатной рабсиле, Бельгран смог воплотить свой проект в силу: создать коллекторы, где отстаивалась и очищалась вода, продумать системы очистки стоков, провести новые тоннели, выводящие отходы и грязь далеко за пределы Парижа. Эти ходы стали, по факту, дублерами наземных улиц города, и даже получили таблички с названиями и номерами домов. К 1878 г. система канализации столицы Франции составляла уже 600 км!

Новая реконструкция парижских подземелий началась в 1991 г., когда правительство выделило 330 млн USD, благодаря которой появилось автоматическое очистное оборудование с компьютерной системой контроля.

К слову, сегодня длина парижской системы канализаций достигает внушительных 2100 км.

Что же увидит турист, не побоявшийся спуститься в недра Парижа? Массу интересного: и проследить историю развития канализации французской столицы, и посмотреть на систему водостоков, и прогуляться вдоль коллектора, и познакомиться с методами очистки воды, и даже увидеть всевозможные старинные и современные приспособления и машины, работающие на благо чистого и благоухающего Парижа. Если говорить подробнее, то из Музея канализации видны коллектор авеню Боске, подводка улицы Коньяк-Же, система защиты от наводнений на площади Резистанс, а также отход южного выпуска, отводящего сточные воды на очистительную станцию в Ашере.

Координаты

Адрес: напротив дома 91 по Quai d’Orsay (7-й округ Парижа). Как добраться: ближайшие станции метро и электричек RER — Pont de l’Alma и Alma-Marceau.

Часы работы: сб-ср май-сентябрь 11:00-17:00; октябрь-апрель 11:00-16:00, чт-пт — выходные дни.

Стоимость посещения 4,20 EUR.

Веб-сайт: egouts.tenebres.eu.

Париж и окрестности
  • Где остановиться: отправной точкой для путешествий по окрестностям столицы Франции лучше всего выбрать непосредственно Париж — здесь много отелей, а все развлечения и транспортные развязки всегда под рукой.
  • Что посмотреть в Иль-де-Франс: блистательный Версаль и его «предшественницу» — усадьбу Во-ле-Виконт, «восьмое чудо света» — аббатство Мон-Сен-Мишель, поражающие своим величием соборы в Руане и Шартре, волшебный мир Моне — Живерни и, конечно, сам Париж. Кроме того, стоит уделить полдня для экскурсии в дворец Фонтенбло, постройки которого напоминают ряд затейливых хрустальных фужеров разной высоты и формы. И, куда ж без него, Диснейленд Парижа — здесь одинаково весело проведут время и взрослые, и дети.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Израиль, Испания, Италия, Чехия.
  • Самые популярные города и курорты страны: Париж, Ницца, Марсель, Канны, Сен-Тропе.
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх