Акведук Пон-дю-Гар

Если нужен живой пример исторического и архитектурного парадокса, то южная Франция подходит для этого как нельзя лучше: памятники эпохи Римской империи здесь более многочисленны, чем в самой Италии, да еще и не в пример сохраннее. В нимском амфитеатре до сих пор проводятся театральные представления, а самый высокий в мире римский акведук Пон-дю-Гар даже успел послужить автомобильным мостом вплоть до второй половины прошлого века.

У этого парадокса есть объяснение: территории Прованса и Лангедока достаточно давно вошли в состав Франции, и последующие исторические бури их миновали — в отличие от раздираемой междоусобными войнами Италии.

«...сработанный еще рабами Рима»

Размеры акведука Пон-дю-Гар способны поразить даже в 21 веке: длина конструкции составляет 275, а высота — 49 м (Для сравнения — это высота современного 16-этажного дома!). Но как бы ни был грандиозен нынешний мост, на деле он лишь часть древнего водопровода длиной 50 км. Он полтысячелетия снабжал Ним водой, и его пропускная способность была достаточной, чтобы каждый житель 50-тысячного города мог расходовать до 400 л воды в сутки. Перепад высот между начальной и конечной точками водопровода составлял всего 17 м (или 34 см на километр пути). Как римским инженерам удалось добиться такой невероятной точности — до сих пор загадка для историков.

Римляне не страдали гигантоманией и не тратили ресурсы на глупости вроде египетских пирамид: помимо практических функций, их сооружения имели четкую политическую цель — внушить покоренным народам трепет перед могуществом Империи и уничтожить в зародыше саму мысль о сопротивлении.

Другая загадка Гарского моста скрыта в его конструкции. Он был сооружен простым соединением шеститонных каменных глыб стык в стык — без применения связующих компонентов (хотя римляне были прекрасно осведомлены о свойствах бетона — потому что сами его изобрели). Удивительно, что это сооружение простояло два тысячелетия, ведь условия в долине реки Гардон исключительно сложные: весной и осенью опоры моста страдают от паводков, а трехуровневая конструкция в целом круглый год подвергается ветровой эрозии.

Не исключено, что весь водопровод мог бы дожить до наших дней, но его сгубили не головотяпство строителей или вандализм, не войны или природные катастрофы, а свойства местной воды — она содержит слишком много извести. После гибели Империи некому стало очищать водопровод от отложений, и он просто забился. Камни уже бесполезной конструкции пошли на строительство домов и крепостей, а Пон-дю-Гар уцелел потому, что для него нашли другое применение — в качестве моста.

Пон-дю-Гар в наши дни

Старый мост наконец обрел заслуженный покой: движение по нему прекращено, с 1985 г. он находится под охраной ЮНЕСКО, и теперь лишь туристы прогуливаются под арочными сводами. Возле моста оборудован музей, рядом расположены детские площадки, сувенирные магазины и рестораны с кафе — словом, все необходимое, чтобы не спеша и с комфортом изучать уникальное наследие Рима — величественный Пон-дю-Гар.

Практическая информация

Координаты GPS: 43° 56' 50; 4° 32' 08.

Парк Пон-дю-Гар открыт 7 дней в неделю круглый год. Билето категории «Краткая экскурсия» (Пон-дю-Гар, Музей, Кинотеатр, Игротека, маршрут «Память Гариги», Экспозиции) — 9,50 EUR, Билет «Акведук»: «Краткая экскурсия» + экскурсия по каналу в сопровождении гида) — 14 EUR. Вечерний билет на подсветку (только в июне, июле, августе и сентябре) — 5 EUR. Часы работы музея зависят от сезона, информация регулярно обновляется на официальном сайте.

Как добраться: на машине по автостраде А9 до съезда 23, дальше по указателям на Пон-дю-Гар. Можно воспользоваться автобусами линии А15 (из Авиньона) или B21 (из Нима) — в обоих случаях путь займет около получаса.

Авиньон и окрестности
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх