ЖурналШарим

    Поезда в Европе: как выгодно путешествовать по железной дороге

     
    Журнал/Поезда в Европе: как выгодно путешествовать по железной дороге — «Тонкости туризма» делятся лучшими секретами. Подробные инструкции, важные лайфхаки и все, что нужно знать о мире туризма — на страницах «Тонкостей».

    Путешествовать по Европе на поезде — все равно что пуститься в захватывающее приключение: можно объехать несколько стран подряд, наслаждаясь меняющимися за окном пейзажами, подмечая сходства и различия культур и стиля жизни, собирая свой собственный калейдоскоп впечатлений. И подобная авантюра доступнее, чем кажется, ведь для въезда в ЕС нужны лишь шенгенская виза и медстраховка, а ж/д билеты не так уж дороги — особенно если знать, где и когда их лучше приобретать. Разбираемся, куда и на чем ехать, какие бывают поезда и проездные и как получить максимум удовольствия при минимуме затрат.

    Почему поезда — это удобно

    Разветвленная сеть железных дорог покрывает практически всю территорию Западной, Восточной и Центральной Европы, так что в маршрут получится включить не только крупные туристические города, но и живописные провинции. Расстояния между столицами относительно небольшие, основные магистрали — высокоскоростные, а значит, поездка займет немногим больше времени, чем авиаперелет, при том что разница в цене порой колоссальная.

    У поездов есть и другие преимущества перед самолетами: большинство вокзалов расположены в центрах, а не пригородах, нет долгих процедур проверки и регистрации, а также жестких ограничений по багажу. Наконец, можно не беспокоиться об аэрофобии, любоваться видами поинтереснее, чем облака и неясные контуры, а при поездках на региональных электричках даже выходить, где вздумается.

    Ключевые международные перевозчики, работающие в Европе, — Intercity-Express (Германия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Нидерланды, Франция), Thalys (оф. сайт на англ., скоростные поезда из Парижа в Амстердам через Кёльн и Брюссель), Eurostar (оф. сайт на англ., Бельгия, Франция, Великобритания) и др.

    Какие поезда колесят по Европе

    По европейским землям курсируют пригородные, региональные, скорые и высокоскоростные поезда, различающиеся по протяженности маршрутов, скорости и степени комфорта. Пригородные — обыкновенные электрички, следующие из крупных городов в близлежащие: например, из Парижа в Версаль или из Берлина в Потсдам. Они почти всегда переполненные и не слишком удобные, зато дешевые.

    Билеты на региональные поезда тоже недороги, на них можно медленно, но верно изучать регион — махнуть из Мюнхена по всей Баварии или из Милана на идиллическое озеро Комо.

    Скорые поезда ездят гораздо быстрее и останавливаются только в больших городах: IC — в пределах одной страны, EC — через несколько государств. Скажем, дорога из Амстердама в Берлин занимает от 6 часов — почти вдвое меньше, чем на автобусе. Но наиболее спешащим пассажирам стоит предпочесть высокоскоростные поезда, развивающие скорость более 300 км/ч. Самые популярные — TGV и Thalys: первые мчат из Страсбурга в Париж за 1 час 50 минут, вторые туда же из Брюсселя — всего за 1,5 часа.

    Все перечисленные поезда курсируют в дневное время, но есть еще и ночные, с комфортабельными спальными местами. На таких можно прокатиться из Парижа в Венецию (14 часов), из Мадрида в Лиссабон (11 часов) или из Кёльна в Варшаву (11 часов).

    А некоторые ж/д маршруты и вовсе заслуживают отдельного путешествия — как 160-километровая линия Linha do Douro в Португалии, петляющая по изумрудной долине реки Дору от Порту до деревушки Починью. Ретро-поезд, неспешно лавирующий по мостам и тоннелям, практически не изменился с 1887 г. Пассажиров Centovalli Express (оф. сайт на англ.) восхищают Итальянские и Швейцарские Альпы с лугами, озерами и внушительными перепадами высот. А Фломская железная дорога (оф. сайт) — самая впечатляющая в Норвегии: фьорды, горы и реки как на ладони.

    Типы и стоимость билетов

    Если в приоритете свобода перемещения, лучше приобретать билеты с открытой датой, привязанные лишь к направлению: пункт назначения указывается заранее, а удобное время выбирается в процессе. Их подвид — билеты с дополнительной резервацией, позволяющие позже доплатить за конкретное место в вагоне: такие пригодятся, если понадобится ехать на ночном или высокоскоростном поезде. Наконец, в билетах с предварительной регистрацией дата, вагон и место определяются сразу при покупке.

    Европейские города — как детали конструктора, складывающиеся в самые разные фигуры-маршруты. Поклонники шумных столиц могут пуститься из Варшавы в Берлин (5-6 часов, от 45 EUR), затем в Париж (8-12 часов, от 45 EUR), Мюнхен (6 часов, от 40 EUR), Вену (4,5 часа, от 25 EUR), Прагу (4 часа, от 20 EUR), Краков (6 часов, от 10 EUR) и обратно в Варшаву (3-5 часов, от 10 EUR). А если тянет к морям-океанам, стартуем из Милана в Геную (1,5 часа, от 10 EUR), дальше в Ниццу (3 часа, от 25 EUR), Марсель (2,5 часа, от 35 EUR), Барселону (4,5 часа, от 50 EUR), Мадрид (от 2,5 часов, от 45 EUR) и Лиссабон (11 часов, от 40 EUR).

    Билеты продаются в кассах на вокзалах, в специальных автоматах и на сайтах онлайн. Кассиры в крупных городах, как правило, говорят по-английски, в провинциях придется преодолевать языковой барьер: как вариант, показывать продавцам заранее записанные данные о поездке. С автоматами стоит быть начеку: некоторые принимают только банковские карты (или купюры определенного номинала), а с возвратом и обменом возникают проволочки. Проще всего покупать билеты онлайн, распечатывая или сохраняя на телефоне.

    При раннем бронировании (за 1-3 месяца) есть шанс ухватить билеты со скидкой до 50 %. Стоимость зависит и от дня отправления: вторничная поездка обойдется дешевле, чем пятничная или субботняя. Билеты с пересадками в нетуристических городах тоже стоят меньше, чем беспересадочные, причем разумнее проверять каждый сегмент отдельно: на некоторых участках пути могут действовать акционные цены.

    Ж/д проездные для максимальной выгоды

    Если путешествовать предстоит много, рекомендуем приобрести один из европейских ж/д проездных. Они бывают двух видов: One (Single) Country Pass, действующие в пределах одной страны, и Global (Multi Country) Pass, позволяющие пересекать границы. Обладатели проездных могут бесплатно передвигаться на поездах в течение определенного периода (к примеру, 7 дней в месяц) или определенное число раз (5 поездок за неделю). Для пассажиров младше 27 лет и старше 60 лет предусмотрены специальные тарифы.

    В проездных не указываются номера мест, а значит, если потребуется резервация в ночных или скоростных поездах, придется платить дополнительно.

    Стоимость проездных в конкретной стране зависит от уровня жизни и востребованности направления. Так, Eurail Pass в Австрии на 3 дня поездок во 2-м классе в течение месяца стоит 145 EUR, в Болгарии, Чехии, Латвии, Литве, Северной Македонии, Польше, Сербии, Словакии, Словении, Турции и Хорватии — 60 EUR, во Франции — 75 EUR, в Эстонии, Греции, Венгрии, Румынии и Португалии — 90 EUR, в Дании, Финляндии, Ирландии — 120 EUR, в Италии — 125 EUR, в Норвегии и Швеции — 170 EUR.

    В Германии предлагают Rail Pass от 170 EUR, в Испании — Renfe Pass от 195 EUR и Eurail Pass от 170 EUR, в Швейцарии — дисконт 50 % на месяц за 110 EUR и Travel Pass от 210 EUR, в Великобритании — несколько вариантов BritRail Pass: от проездного по Центральной Шотландии за 60 EUR до лондонского за 130 EUR.

    Популярнейший мультинациональный проездной — Eurail Global Pass для 24 государств: на 4 дня в течение месяца — 245 EUR, на 15 дней подряд — 445 EUR и т. д. Цена Balcan Flexipass, действующего на Балканах, — от 90 EUR за 3 дня на протяжении 2 месяцев. Владельцы Benelux Pass могут кататься по странам Бенилюкса от 3 дней в течение месяца за 120 EUR. BritRail Pass (Англия, Шотландия и Уэльс) стоит от 95 EUR, European East Pass (Австрия, Чехия, Венгрия и Словакия) — от 185 EUR, Scandinavia Pass (Скандинавия) — от 190 EUR.

    Покупка билетов на RailEurope.com

    Эти и другие проездные проще всего бронировать на сайте RailEurope.com, услугами которого пользуются более 1,7 млн человек в год. Достаточно выбрать тип проездного (мультинациональный или для одной страны), возраст пассажира, класс обслуживания и временной интервал, ознакомиться с условиями и отзывами покупателей, а после покупки при необходимости зарезервировать места.

    На страницах с национальными проездными найдется информация о скидочных картах и абонементах (музеи, магазины, рестораны и пр.), отелях и общественном транспорте в выбранной стране, что существенно облегчает подготовку к путешествию.

    На RailEurope.com можно приобретать не только проездные, но и обычные билеты по интересующим маршрутам. Агрегатор предлагает поездки более чем в 15 тыс. европейских локаций, сотрудничая с ведущими ж/д операторами уровня Eurostar, Renfe, Trenitalia, TGV и Thalys.

    Если указать на главной странице пункты отправления и назначения, даты, количество и возраст пассажиров, система мгновенно выдаст все имеющиеся варианты, рассортированные по времени выезда, цене и классу обслуживания. Для каждого рейса отмечены принципиальные детали: продолжительность пути, количество пересадок и типы поездов. Остается лишь выбрать подходящий вариант, ввести персональные данные — имя, фамилию, адрес, телефон и емейл, а затем оплатить билеты банковской картой (в большинстве случаев можно зарезервировать их на 48 часов с сохранением тарифа).

    Удобный планировщик путешествий позволяет составить сложный маршрут, рассчитать время в дороге, приобрести билеты и даже забронировать экскурсии и прочие активности.

    А еще на сайте собрана полезная информация о ж/д вокзалах, аэропортах, популярных направлениях и развлечениях по всей Европе, а также путеводители по странам, городам и регионам, интерактивные карты, статьи о проездных, групповых поездках и преимуществах путешествий на поездах. Электронная рассылка регулярно оповещает о скидках и спецпредложениях, а в 20-страничной брошюре, доступной для скачивания, есть все, чтобы спланировать идеальный евротур по железной дороге.


    Тонкости ТуризмаТонкости Туризма

    [[Категория: ]]