Ундувап Поя и восхождение на Пик Адама
20 декабря 2010 года Буддисты Шри-Ланки, являющиеся последователями линии Тхеравада Буддизма, отмечают день полнолуния Ундувап Поя, который почитается в честь прибытия веточки дерева «Бо» или Бодхи на Шри-Ланку. Посол Шри-Ланки Удаянга Виратунга рассказал, что эта веточка дерева Бо была привезена на остров принцессой Сангамиттой, дочерью индийского императора Ашоки и сестрой принца Махинды, принесшего идею Буддизма на Шри-Ланку в 4 веке до н. э. «Согласно историческим записям, ее сопровождало 11 монахинь и свита из 500 человек. Саженец был взят от дерева Будды в Индии, под которым по преданию принц Гаутама достиг просветления. Оригинальное дерево не сохранилось, а вот священный отросток в Анурадхапуре растет и по сей день, несмотря на то, что город регулярно подвергался нападениям и завоеваниям индийских захватчиков, которые разрушали древнюю столицу», — продолжил г-н Посол. По информации Его Превосходительства Принцесса Сангамитта, сама ставшая в 18 лет монахиней, первая основала женский буддистский монашеский орден на Шри-Ланке.
Сейчас это дерево Бодхи является самым старым деревом на земле, а возраст его 2253 года, что подтверждено документально. Г-н Посол рассказала, что многочисленные отростки дерева «Бо» были посажены по всей Шри-Ланке, а так же во многих странах Юго-Восточной Азии. Сейчас могучие ветви дерева, растущего на вершине террасы, поддерживают специальные позолоченные железные подпорки, которые можно видеть вокруг. Всем посетителям при подходе к дереву следует снять головной убор и обувь в соответствие с обычаями Буддизма, означающими уважение к святыням.
Посол Шри-Ланки Удаянга Виратунга так же подчеркнул, что именно с этого дня начинается паломничество на святую гору Саманола Канда (Гора Бабочки), Шрипада (Священный След) или Пик Адама, которое продолжается до дня полнолуния Весак в мае. «Это пятая по высоте гора Шри-Ланки (2224 метра). На вершине находится пространство длиной 21 метр и шириной 10 метров, окруженное стеной в 1 метр высоты, за которой возвышается небольшой открытый храм. Под этим храмом на выступающей скале виден след, представляющий собой углубление в виде человеческой ноги. Края следа окружены как будто золотой рамкой, разукрашенной драгоценными камнями. Каждый год с декабря по май паломники всех религиозных конфессий совершают восхождение на эту гору для того, чтобы получить благословение, очиститься от грехов и прикоснуться губами к священному отпечатку ступни на вершине горы, который можно разглядеть в углублении», — рассказал г-н Виратунга.
Мусульмане верят, что след на вершине оставил Адам, первый раз ступив на землю, изгнанный из райского «Эдема». Индуисты верят, что на вершине горы след оставлен их верховным богом Шивой и называют гору Шриван Адипатам («космический танец Шивы»). Христиане верят, что здесь оставил свой след святой Фома, христианский апостол, проповедовавший в южной Индии. Португальцы же говорят, что это был святой Томас, принесший христианство в Индию.
Посол рассказал о самом коротком пути на вершину горы, который предусматривает пеший подъем в 8,5 километров, что в среднем занимает 4-5 часов. Во время периода паломничества каменные ступени, по которым совершается восхождение, ограждены поручнями, дорога освещена фонарями, работают кафетерии, позволяющие паломникам отдохнуть в пути. «Начав свой подъем в 1-2 часа ночи, вы спокойно сможете успеть к рассвету, обычно начинающемуся в 6,00 — 6,30 утра. Большинство паломников взбираются ночью по ступенькам, не только для того, чтобы припасть к священному следу, но и чтобы на восходе солнца стать свидетелями уникального явления, вызывающего восторг и благоговение: в предрассветном тумане можно увидеть тень горы, опоясанную радужным сиянием», — сказал в заключении г-н Посол.