Собрание фонда Эмиля Бюрле
Небольшой музей с уникальнейшей коллекцией мировых шедевров — в первую очередь, картин. Это частное собрание может потягаться с величайшими музеями мира по части «ассортимента» представленных здесь авторов. Судите сами: из «старых» классиков здесь есть Рембрандт, Рубенс, Тинторетто, Эль Греко, Гойя. Из «средне старых» — Камиль Коро, Энгр, Мане, Дега, Сислей, Писарро, Матисс, Ван-Гог, Гоген. Из «новых» — Брак, Утрилло, Модильяни, Шагал. А ведь ещё в собрании припасены скульптуры периода античности и средних веков.
Каким образом все эти шедевры за весьма короткий срок оказались в руках одного владельца — история не очень ясная и не очень красивая. Эмиля Бюрле, далеко не бедного швейцарского промышленника родом из Германии, сегодня бы назвали self-made man. Во время Второй мировой войны он активно сотрудничал с нацистским режимом, не больше не меньше как поставляя фашистской Германии оружие и амуницию. Естественно предположить, что у него были связи в Третьем рейхе.
Казалось бы, причём тут искусство? Дело в том, что львиная доля экспонатов попала в собрание Бюрле в период с 1941 по 1944 год. Многими шедеврами, которые затем перекочевали в коллекцию, изначально владели зажиточные евреи. Официально Бюрле приобретал их честь по чести и по полюбовному согласию. Но с учётом щекотливых обстоятельств эти приобретения, как минимум, не оставили его внакладе.
С наступлением мирного времени споры относительно прав на владение различными экспонатами коллекции разгорались один за другим почти без перерыва. Тем не менее доказать незаконность приобретения Бюрле хоть одной картины не удалось. До нашего времени собрание дошло почти полностью, без изъятий.
Коллекционер умер в 1956 году, не оставив указаний относительно того, что делать с собранными им сокровищами. В 1960 году близкие Бюрле приняли решение основать фонд его имени и выставить примерно три пятых части всех экспонатов коллекции в специально созданном для этого музее. Музей был открыт в том же году в симпатичном небольшом особняке 19 века рядом с поместьем Бюрле, где промышленник ещё при жизни хранил часть экспонатов.
Сегодня собрание фонда Эмиля Бюрле может увидеть в принципе любой желающий. Но после дерзкого вооружённого ограбления 2008 года, когда отсюда были вынесены четыре важнейшие картины, сделать это не так-то просто. Групповое посещение нужно оговаривать заблаговременно с администрацией. Индивидуальные посетители допускаются сюда только раз в месяц, каждое первое воскресенье, и им тоже предлагается предварительно связаться с музеем.