Фраумюнстер

Наравне с главным кафедральным Гроссмюнстером и собором Святого Петра Фраумюнстер — одна из трёх наиболее прославленных церквей Цюриха. Долгое время она соперничала с Гроссмюнстером за звание самого главного собора города. Кстати, небезосновательно: как минимум, Фраумюнстер почти на двести лет старше. Кафедральный собор главенствует на восточном берегу Лиммата, Фраумюнстер стоит чуть поодаль от западной набережной.

Как часть женского монастыря, относящегося к Бенедиктинскому ордену, собор был выстроен в 9 веке. Но реформация Цвингли привела к закрытию аббатства в 1524 году, а монастырское здание было разрушено в 1898 году. От всего комплекса осталась только площадь Мюнстерхоф (когда-то тут был свиной рынок) да церковь, по сей день действующая. Её романо-готический облик можно назвать скорее сдержанным, что вполне уместно для евангелически-реформистского храма. После реформации церковь использовалась и для католических, и для протестантских богослужений, а одно время здесь даже проводились православные службы. Без единого хозяина храм медленно, но верно ветшал, так что реконструкция в 1960 году пришлась очень кстати.

Главное сокровище Фраумюнстера — витражи хора и южного нефа работы Марка Шагала, созданные им в рамках проекта по реставрации собора в 70-х годах прошлого века.

Можно сказать, что Фраумюнстер гораздо интереснее внутри, нежели снаружи. Прежде всего, здесь размещён самый большой в кантоне орган, в котором более пяти с половиной тысяч труб. В соборе регулярно проводят концерты классической музыки в сопровождении симфонического либо камерного оркестра и собственного смешанного хора, который насчитывает более 100 голосов. Часто здесь выступают и приглашённые исполнители. Афиша концертов составлена на месяц вперёд, посещение их платное.

Примечательны готический неф и хорошо сохранившийся римский клуатр (внутренняя галерея) с хором 18-метровой высоты, датируемый 1250—1270 годами. В период с 1921 по 1941 год он был расписан фресками работы Пауля Бодмера с изображениями святых покровителей города и истории монастыря. А северный неф Фраумюнстера украшает витраж А. Джакометти, созданный им в 40-х годах 20 века. Это масштабная работа, изображающая бога Отца и Сына, восемь пророков, четырёх евангелистов и десять ангелов.

В данном случае прославленная фамилия относится к Августо Джакометти, художнику и родному дяде всемирно известного скульптора Альберто.

Но, пожалуй, главное сокровище Фраумюнстера — витражи хора и южного нефа работы Марка Шагала, созданные им в рамках проекта по реставрации собора в 70-х годах прошлого века. Надо сказать, что решение взяться за работу над окнами собора далось художнику нелегко. Во-первых, в то время Шагалу было уже за восемьдесят, а во-вторых, габариты окон метр на десять заставляли призадуматься. Зато сегодня пять росписей на ветхозаветные и евангельские сюжеты в стрельчатых окнах Фраумюнстера считаются шедеврами мировой культуры. Каждая из них выполнена в своей гамме: предположительно, Шагал использовал цветовой символизм сине-зелёных оттенков для обозначения Земли и жёлто-красных — для Небес.

Через 8 лет после создания заказанных ему пяти витражей Шагал добавил к ним шестой: роспись круглого готического окна-розетки с семью стилизованными лепестками, по одному на каждый день Творения. В это время художнику шёл девяносто первый год.
Цюрихское озеро
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх