Фуникулёр Полибан

Главный и самый старый фуникулёр Цюриха сперва назывался Zurichbergbahn, затем был переименован в SBG Polybahn. До сих пор этот рельсовый трамвайчик — не только приятная туристическая забава, но и вполне рабочее транспортное средство. Он был запущен в ход в 1889 году на радость школярам цюрихского университета, которым не приходилось больше карабкаться от набережной вверх по холму. Конечная станция фуникулёра находится прямо у здания ETH Zürich. Университет тогда носил имя Eidgenossisches Polytechnikum, от него Полибан и получил своё название.

При крутом уклоне в 23 % и разнице высот более чем в 40 метров это серьёзное подспорье, если вы изучаете город пешком.

В 1950-х годах транспортная компания Zurichbergbahn начала терять деньги, и уже к 70-м будущее фуникулёра оказалось под угрозой. Спас его Объединённый Швейцарский банк (сегодня — SBG), выделив средства на обслуживание и передав Полибану собственное имя. Соответственно, когда в 1998 году банковская группа получила название UBS AG, переименовали и фуникулёр.

Теперь фуникулёр UBS Polybahn работает на электрическом приводе, а первые восемь лет работы ездил на воде (не в смысле топлива, конечно, а в качестве балласта). Ей заполняли специальный бак на верхней станции, который опустошался внизу. В 1996 году вся система фуникулёра была радикально усовершенствована и полностью автоматизирована, а прежнюю линию с тремя рельсами заменили на современную, с двумя. Тем не менее вид самого красного трамвайчика остался прежним: это небольшой старинный вагон с открытой площадкой, вмещающий за раз полсотни человек.

В воскресенье фуникулёр не работает, а в субботу прекращает движение в 14:00.

Вся линия Полибана — это только две станции, верхняя (университет) и нижняя (набережная Лиммата). Нижняя станция располагается в жилом доме 1888 года постройки, вход прямо у кофейни «Старбакс». Верхняя — старое деревянное строеньице традиционно швейцарского сельского вида. Ехать между станциями около 175 метров. Казалось бы, немного, но при крутом уклоне в 23 % и разнице высот более чем в 40 метров это серьёзное подспорье, если вы изучаете город пешком. Вся дорога занимает 100 секунд, и на линии постоянно находятся только два трамвайчика, которые крутятся по замкнутой петле. Интервал движения — две с половиной минуты. В 1998 году линия Полибана поставила рекорд в 2 миллиона перевезённых пассажиров.

Полибан — вид со стороны

Стоимость поездки на фуникулёре входит в цену единого транспортного городского билета в зоне 110. Отдельная поездка в одну сторону стоит 1,20 CHF.

В городе есть и другие фуникулёры — например, Долдербан, тоже с красными вагонами, только современными. Он возит пассажиров на холм Адлисберг, к историческому отелю Grand Hotel Dolder. Правда, технически называть его фуникулёром неправильно: с 70-х годов Долдербан работает на шестерёночном приводе. По-настоящему полноценный фуникулёр — это Ригиблик, но его линия расположена на северо-востоке города, практически в пригороде, а поезд этого фуникулёра на вид самый обычный и неинтересный.

Веб-сайт: polybahn-zrich-psb.ch.

Цюрихское озеро
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх