Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела
Этот собор настолько изумителен и богато отделан, что на описание всех особенностей его экстерьера и интерьера потребовалась бы отдельная книга. Как минимум собор Сантьяго — это конечная точка паломнического пути св. Якова, одного из апостолов Христа, и место его последнего упокоения. Плюс к тому при длине внутреннего помещения в 97 м это самая большая романская церковь в Испании и одна из крупнейших в Европе.
Первая церковь на этом месте была выстроена в 829 г. до н. э. по приказу короля Альфонсо III Леонского, и уже тогда пилигримы потянулись к могиле святого. Церковь была разрушена до основания в 997 г. войсками кордобского халифа, и то здание, которое мы можем увидеть сегодня, датируется 1075 г. Точнее, основная его часть, которая строилась по архитектурному плану собора Сен-Сернена в Тулузе, одного из величайших шедевров романского архитектурного стиля во Франции. Строительство было долгим, и церковь освятили только в 1211 г., а впоследствии расширяли и дополняли в 16, 17 и 18 вв.
Надо сказать, что романскую постройку весьма оживляют более поздние дополнения, выполненные в готическом и барочном стилях. Каждый фасад может похвастать уникальным дизайном: барочный фасад на площади Обрадойро был завершен Фернандо де Казас Нова в 1740 г., другой барочный фасад Ачибекария был выполнен Ферро Кааверо и Фернандесом Сарелой, а впоследствии модифицирован Вентурой Родригесом. Фасад Пратариас, созданный мастером Эстебаном в 1103 г., и еще более интересный Портик славы с раннероманскими скульптурами были доделаны мастером Матео в 1188 г.
Портик славы, одна из наиболее прекрасных частей собора, создавался по заказу короля Фердинанда II Леонского. Он включает три полукруглые арки, которые ведут в три нефа церкви. Колонны арок венчают изумительные скульптуры фантастических животных и апостолов, а над центральной аркой можно увидеть замечательный скульптурный тимпан. На нём изображен господь-вседержитель в окружении евангелистов, ангелов и символических фигур и предметов.
Барочный фасад, который выходит на площадь Обрадойро, датируется 18 в. Его отличают большие окна и невероятное количество скульптурных украшений, включая статуи святых. Ко входу этого фасада ведет лестница 17 в., выполненная в ренессансном стиле по мотивам работы Джиакомо Виньола в палаццо Фарнезе. Две рампы лестницы окружают вход в старую романскую крипту 12 в., сработанную мастером Матео и носящую имя «Старый собор».
Именно фасад Обрадойро стал символом Сантьяго-де-Компостела, и в этом качестве его изображение помещено на задник испанских евроцентов.
Кафедральный собор Сантьяго-де-Компостела: популярные отели рядом
PARADOR DE SANTIAGO DE COMPOSTELA5 звезд33 110 ₽
PALACIO DEL CARMEN, AUTOGRAPH COLLECTION5 звезд32 465 ₽
VIRXE DA CERCA4 звезды10 934 ₽
SAN FRANCISCO MONUMENTO4 звезды23 205 ₽
RUA VILLAR3 звезды20 453 ₽
ALTAIR3 звезды16 407 ₽
MOURE HOTEL2 звезды13 465 ₽
ENTRECERCAS2 звезды19 036 ₽
ROOMPEDRA APARTAMENTOS TURÍSTICOS1 звезда16 331 ₽
SANTA CLARA1 звезда11 544 ₽
MAPOULA PR BOUTIQUEбез категории14 710 ₽
EL FARO DE PEPA BY COMO EN CASAбез категории15 061 ₽
Название южного фасада Пратариас переводится с галисийского как «ювелирно дело», «серебряные изделия». Это единственный романский фасад, сохранившийся в соборе. Он был выстроен в период с 1103 г. по 1117 г. и выходит на площадь, окружённую клуатром. По скульптурам этого фасада сразу можно определить его более раннее происхождение, хотя многие рельефы были добавлены сюда позднее, в 18 и 19 вв. В частности, в их числе детали разобранного фасада Ачибекария.
Последний же фасад отличается романским порталом, выполненным казначеем храма, Бернардо, в 1122 г. После пожара 1758 г. ворота были разобраны, и новый фасад возводился сперва в барочном, а затем в неоклассическом стиле. Венчает фасад статуя св. Якова 18 в.
Особенное восхищение вызывают башни собора, а среди них — Часовая башня, которую также называют башней Троицы или Беренгуелой. Она возвышается над местом встречи площадей Пратариас и Куинтана. Считается, что строительство башни началось в 1316 г. и затем продолжалось из века в век до конца 17 в., когда башня достигла высоты 75 м. Часы с четырёх сторон башни были помещены в 1833 г. и соединены с двумя колоколами (увы, сегодня на их месте висят реплики, сделанные в Нидерландах в 1989 г.).
Интерьер собора заслуживает не меньшего внимания, нежели внешний вид. Здесь сохранились оригинальные сводчатые потолки и ряды очень высоких арок и полуарок. В целом относительно экстерьера внутренняя отделка собора может производить впечатление более скромной — но это лишь до того момента, пока вошедший не увидит изумительно оформленные кружевные хоры, гигантский балдахин со статуей св. Якова 13 в. над главным алтарём и орган. А содержимое боковых часовен можно приравнять к собранию хорошего музея: статуи, картины и реликвии собирались в них столетиями.
Конечная точка паломнического пути св. Якова — это крипта собора, расположенная под главным алтарём. Здесь можно увидеть фрагменты постройки 9 в. В крипте помещены мощи святого и двух его последователей, св. Теодора и св. Афанасия.
Практическая информация
Адрес: Praza do Obradoiro.
Время работы: собор открыт круглый год с 7:00 до 20:30. Музей при соборе работает ежедневно с апреля по октябрь с 9:00 до 20:00, с ноября по март с 10:00 до 20:00.