Метро Нижнего Новгорода

Нижегородский метрополитен насчитывает 15 станций. Протяженность линий — 21,82 км. Таким образом он занимает почетное третье место в России, уступая лишь метрополитенам Москвы и Санкт-Петербурга. Ежегодно его услугами пользуются около 30 млн человек, а суточный пассажиропоток достигает примерно 115 тыс. По числу перевозимых пассажиров Нижегородский метрополитен располагается на пятой строчке в стране.

История нижегородского метрополитена началась 20 ноября 1985 г., когда был введен в эксплуатацию первый участок, соединяющий станции «Московская» и «Пролетарская». На тот момент в Советском Союзе уже функционировали 9 метрополитенов. Участок включал в себя 6 станций и положил начало развитию подземного транспорта в городе.

К 2025 г. Нижегородский метрополитен представляет собой систему из 2 линий: Автозаводской (обозначенной красным цветом) и Сормово-Мещерской (синей). 11 станций относятся к Автозаводской линии, а 5 — к Сормово-Мещерской. Особого внимания заслуживает станция «Московская», которая служит кроссплатформенной пересадкой между линиями и является самой загруженной в метрополитене. Кроме того, она связана с главным железнодорожным вокзалом, куда прибывают как пригородные, так и поезда дальнего следования.

Среди 15 станций лишь одна — «Буревестник» — является наземной (полуподземной), остальные расположены под землей и относятся к станциям мелкого заложения. Обе линии обслуживает единое депо «ТЧ-1 Пролетарское».

Сеть метрополитена охватывает 5 из 8 районов города: Автозаводский, Ленинский, Канавинский, Нижегородский и Московский.

В самом центре Нижнего Новгорода находится лишь одна станция — «Горьковская», неподалеку от которой (в 2 км) расположились Нижегородский кремль и другие значимые культурные и исторические объекты.

Идея создания метрополитена в Горьком возникла в 1970 г., а спустя 3 года было получено официальное разрешение на разработку проекта. Технический план первой очереди был готов в 1975 г. Примечательно, что в создании эскизов станций участвовали исключительно горьковские архитекторы, за исключением проекта станции «Московская», который был разработан московским архитектором В. А. Череминым.

Постройка метрополитена стартовала в 1977 г. со станции «Ленинская», возле которой был установлен памятный знак, сохранившийся до наших дней. За год до официального открытия началась подготовка специалистов: машинистов, электромехаников и дежурных по станциям. Обучение проводилось на базе метрополитенов Москвы, Ленинграда и Харькова.

  • Метро Нижнего Новгорода 1
    Semyon Prudiy / Shutterstock.com
    /4i/nh/4inhvm0uos6co88wk0gc8okc8.jpg

Первый поезд прибыл из столицы в сентябре 1985 г., а уже 20 ноября началось регулярное движение между «Московской» и «Пролетарской». В 1987 г. был открыт участок от «Пролетарской» до «Комсомольской», а в 1989-м Автозаводская линия была продлена до «Парка культуры».

Движение по второй линии — Сормово-Мещерской — стартовало в 1993 г. с участка от «Московской» до «Бурнаковской». Спустя 10 лет была открыта станция «Буревестник».

В 2012 г. нижегородцы радовались открытию станции «Горьковская». Часть пути от «Московской» до «Горьковской» пролегает через метромост, пересекающий Оку. Верхний ярус моста занят автомобильной дорогой, а нижний — железнодорожными путями.

Любопытно, что проект метромоста был создан еще в 1987 г., однако строительство затянулось, и автомобильная часть была сдана только в 2009 г., а первый поезд прошел по мосту лишь в 2012-м.

Еще одна значимая веха — открытие станции «Стрелка» в 2018 г. на месте слияния Оки и Волги.

Все станции метро удобно связаны с сетью наземного транспорта: автобусами, троллейбусами, трамваями и маршрутными такси. Например, на трамвай можно пересесть на станциях «Московская», «Чкаловская», «Ленинская», «Пролетарская», «Автозаводская», «Комсомольская», «Кировская», «Парк Культуры» и «Буревестник». Единственная станция, с которой можно добраться до пригородной электрички, — «Московская». Неподалеку от «Комсомольской» расположена платформа Кустовая, откуда в летний период отправляются электрички до Суроватихи.

Схема Нижегородского метрополитена

Всего линий в метро Нижнего Новгорода 2: Автозаводская (красная) и Сормово-Мещерская (синяя).

Станции Автозаводской линии:

  • Горьковская;
  • Московская;
  • Чкаловская;
  • Ленинская;
  • Заречная;
  • Двигатель Революции;
  • Пролетарская;
  • Автозаводская;
  • Комсомольская;
  • Кировская;
  • Парк культуры.

Станции Сормово-Мещерской линии:

  • Стрелка;
  • Московская;
  • Канавинская;
  • Бурнаковская;
  • Буревестник.

На схеме метро Нижнего Новгорода можно увидеть не только открытые линии и станции, но также реки, достопримечательности, транспортные и спортивные объекты. Названия указаны на 2 языках: русском и английском.

  • Метро Нижнего Новгорода 2
    Zainagatdinov Marat / Shutterstock.com
    /4q/5t/4q5tr55n7k4ks00ksg0oo4s0c.jpg

Актуальная схема представлена на сайте Нижегородского метрополитена.

Режим работы метро Нижнего Новгорода

Время работы Нижегородского метрополитена варьируется в зависимости от линии и станции — начало работы приходится на период с 5:15 до 5:20, а завершение — с 00:05 до 00:15. Вестибюли метро открываются в 5:15 и прекращают прием пассажиров в 00:10. Однако есть исключения: вестибюли II станции «Бурнаковская», II станции «Канавинская» и I станции «Пролетарская» функционируют с ограничениями — с 7:00 до 19:00.

Чтобы узнать расписание движения поездов и время работы метро, можно воспользоваться официальным сайтом Нижегородского метрополитена.

Что касается интервалов движения поездов, то в рабочие дни в часы пик (с 7:00 до 9:30 и с 16:00 до 19:00) поезда Автозаводской линии следуют каждые 5 минут, а Сормовско-Мещерской линии — каждые 7 минут. В период с 5:30 до 7:00, с 9:30 до 16:00 и с 19:00 до 22:00 интервал увеличивается до 10 минут. После 22:00 и до полуночи поезда ходят с интервалом от 12 до 14 минут.

В выходные дни интервал движения поездов на обеих линиях (и Автозаводской, и Сормовско-Мещерской) составляет 10 минут.

Стоимость проезда в метро в Нижнем Новгороде

Проезд в метро Нижнего Новгорода возможен по жетону, транспортной карте, при оплате бесконтактными банковскими картами. Специальные тарифы действуют для школьников, студентов и представителей других льготных территорий.

  • Метро Нижнего Новгорода 3
    THINK A / Shutterstock.com
    /79/ru/79ruxgrk8r0oog4gg8c8k08k8.jpg

В 2025 г. цены на проезд в Нижегородском метрополитене:

  • 40 RUB при оплате наличными (жетон);
  • 35 RUB при оплате транспортной или банковской картой.

Цены на странице указаны на октябрь 2025 г.

Жетоны

В кассах и через стационарные терминалы в вестибюлях метрополитена пассажиры могут купить жетоны на проезд.

В былые времена, когда Горьковский метрополитен только начинал работу, для оплаты проезда использовались пятикопеечные монеты. Однако с распадом Советского Союза ситуация изменилась — на смену монетам пришли специальные жетоны.

Примечательно, что жетоны, которые использовались в Петербургском и Нижегородском метрополитенах, были настолько похожи, что без проблем проходили в турникетах обоих городов. Некоторые находчивые пассажиры пользовались этим фактом: они закупали жетоны в Нижнем Новгороде и использовали их в Санкт-Петербурге.

Несмотря на попытки пресечь такой «жетонообмен», полностью устранить эту практику не удавалось. В итоге в 2009 г. было принято решение модифицировать нижегородские жетоны — в них проделали отверстия, из-за чего их вес уменьшился.

Проездной в метро Нижнего Новгорода

  • Электронный проездной на 4 поездки — 125 RUB
  • Электронный проездной на 10 поездок — 300 RUB.

Транспортная карта «Ситикард»

Первым делом необходимо приобрести саму транспортную карту «Ситикард», а после выбрать подходящий тариф и пополнить счет.

  • Метро Нижнего Новгорода 4
    Beton.7 / Shutterstock.com
    /1k/rx/1krxzzv1ckn4sw0c80o480sso.jpg

Стоимость в зависимости от количества дней

Количество днейЦена
1 день120 RUB
3 дня350 RUB
5 дней550 RUB
7 дней750 RUB
14 дней1200 RUB

Стоимость в зависимости от количества поездок в месяц

Количество поездокЦена
16400 RUB
30700 RUB
601350 RUB
902000 RUB

Безлимитный проезд

ТранспортЦена
Метро1400 RUB
Автобус + метро2000 RUB
Метро + трамвай + троллейбус2000 RUB
Все виды транспорта2300 RUB

Транспортная карта школьника/студента

Для школьников действует льготный тариф — 700 RUB за месяц. Столько же платят студенты. В Нижнем Новгороде учащие пользуются льготами и в наземном транспорте.

Льготная транспортная карта

Пенсионеры, ветераны, граждане с ограниченными возможностями имеют право на льготный проезд в транспорте города. Безлимит на календарный месяц стоит для них 800 RUB. Цена 40 поездок на 3 месяца — 500 RUB. Стоимость 20 поездок на 3 месяца — 250 RUB.

Пересадочный тариф

«Электронный кошелек на 60 минут» — 35 RUB. В течение часа с момента первой поездки пассажир имеет право сделать неограниченное количество пересадок.

«Электронный кошелек на 90 минут» — 52 RUB. Пассажир имеет право на неограниченное число пересадок в течение 90 минут с момента первой поездки.

Станции метро Нижегородского метрополитена

Нижегородский метрополитен включает 2 линии и 15 станций. Одна из них является общей для обеих веток и фигурирует в перечне каждой из них.

Интересно, что объявления в нижегородском метро озвучиваются по-разному в зависимости от линии: на Автозаводской пассажиры слышат мужской голос, а на Сормовско-Мещерской — женский. При этом англоязычные объявления на обеих линиях звучат в исполнении мужчины.

Станции Автозаводской линии

Автозаводская линия насчитывает 11 станций, ее протяженность составляет 14,9 км. Примечательно, что многие станции расположены вдоль проспекта Ленина.

Среди станций Автозаводской ветки выделяется «Горьковская» — она является самой глубокой в Нижегородском метрополитене (глубина заложения достигает 16 м). Для сравнения «Адмиралтейская» в Петербурге уходит под землю на 86 м, а «Парк Победы» в Москве — на 73 м.

Противоположностью «Горьковской» служит «Чкаловская» — самая «мелкая» станция с глубиной заложения около 5 м.

Перегоны между станциями также различаются по длине. Самый протяженный — между «Московской» и «Горьковской» (3,2 км), причем значительная часть пути пролегает по метромосту. Самый короткий перегон связывает «Автозаводскую» и «Комсомольскую» — его длина составляет 891 м.

«Московская». Эта четырехпутная совмещенная станция открылась в 1985 г. и стала частью первого пускового участка. Она уникальна для Нижнего Новгорода и позволяет осуществлять кроссплатформенную пересадку между линиями. Отсюда поезда отправляются в 4 направлениях: к «Стрелке», «Буревестнику», «Горьковской» и «Парку культуры». Переход между линиями проходит по специальному пешеходному мосту. Из юго-западного зала можно попасть в подземный переход, который ведет к Московскому железнодорожному вокзалу и Центральному универмагу. «Московская» привлекает внимание своим оформлением: на путевых стенах можно разглядеть очертания зубцов стен московского Кремля, а кассовые залы украшены мозаичными панно с различным аспектам жизни Москвы — трудовой, праздничной, военной и исторической.

Однако история станции омрачена трагедией: в 1984 г. при обрушении стен котлована погибли рабочие, и с тех пор ходят легенды о призраках, блуждающих по тоннелям.

«Чкаловская». Станция открылась в 1985 г. и получила название в честь советского летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова. Она расположена неподалеку от администрации Канавинского района, и в одном из вестибюлей можно увидеть бюст Чкалова.

Оформление станции довольно сдержанное, но над лестничными пролетами размещены барельефы, посвященные теме полетов.

Рядом со станцией находятся парк имени 1 Мая и Горьковская детская железная дорога.

  • Метро Нижнего Новгорода 5
    smith371 / Shutterstock.com
    /5r/kz/5rkzg8gfcug40coo0scokc4k4.jpg

«Ленинская». Открытие этой станции также датируется 1985 г. Именно с нее началось строительство Горьковского метрополитена. В честь этого события рядом с южным вестибюлем установлен памятник в виде буквы «М» с надписями «1977» и названиями первых станций. Оформление «Ленинской» отличается лаконичностью, в нем преобладают красные, золотистые и белые цвета. Особого внимания заслуживают декоративные витражи в кассовых залах, которые изображают образы Ленина и Революции.

«Заречная». Станция была открыта в 1985 г. и получила название от одноименного бульвара и расположенной на нем гостиницы. Ее оформление навевает мысли о течении реки: путевые стены облицованы рельефной плиткой, которая создает иллюзию волнообразного движения, а стены вестибюлей выложены голубой глазурованной плиткой. В торцах вестибюлей можно увидеть панно «Сказочный град Китеж» и «Юность», выполненные в технике художественной керамики.

Во время строительства станции произошел необычный инцидент: рабочие обнаружили фугасную бомбу времен Великой Отечественной войны. Для обезвреживания снаряда были вызваны саперы, которые аккуратно транспортировали 250-килограммовый снаряд.

«Двигатель Революции». Эта станция также открылась в 1985 г. и получила название в честь расположенного поблизости завода «Двигатель революции» (ныне ОАО «РУМО»). В оформлении преобладает производственно-революционная тематика, а цветовая гамма включает серые, желтые и красные оттенки. Над лестничными пролетами размещены мозаичные панно на революционную тему.

«Пролетарская». Станция открылась в 1985 г. и своим названием напоминает о расположении в рабочем районе. Ее архитектура довольно проста, а оформление выполнено в светлых тонах. Над лестничными пролетами можно увидеть 2 барельефа: один изображает голубя и Землю (тема мира), а другой — серп и молот (тема труда).

  • Метро Нижнего Новгорода 8
    Beton.7 / Shutterstock.com
    /8x/3u/8x3uqvz8ths8o8oggw4wcw0c0.jpg

«Автозаводская». Открытие станции состоялось в 1987 г.. Она получила название благодаря близости к Горьковскому автомобильному заводу. Отличительная черта «Автозаводской» — многочисленные панно на путевых стенах, выполненные из желтоватого мрамора. Сюжеты панно посвящены городскому автомобилестроению.

«Комсомольская». Станция открылась в 1987 г., ее выходы ведут к проходной Горьковского автомобильного завода и к железнодорожной станции Кустовая, откуда летом отправляются пригородные поезда на Суроватиху. Станция метро, привлекающая внимание необычным архитектурным решением, отличается слегка сводчатым потолком, который создает особый визуальный эффект и выделяет ее среди других станций линии. На стенах, вдоль путей, красуется надпись, выполненная в стиле шрифта, который использует газета «Комсомольская правда». Украшением пространства служат 2 панно: одно посвящено автозаводской тематике, другое — революционным событиям.

В станции также спрятана капсула с посланием, доступ к которому будет открыт лишь в 2087 г. — через 100 лет после того, как станция начала свою работу.

«Кировская». Станция, которая распахнула свои двери для пассажиров в 1989 г., став частью участка между «Комсомольской» и «Парком культуры». Ее интерьер отличается сдержанностью и элегантностью: в отделке использованы гранит и мрамор. Особое внимание привлекают мозаичные панно, расположенные в торцах кассовых залов: на одном из них изображены серп и молот, на другом — красная звезда.

«Парк культуры». Станция, открытая в 1989 г., получила название благодаря соседству с Автозаводским парком. Неподалеку расположены кинотеатр «Мир» и ДК ГАЗ. Отличительная черта станции — впечатляющее освещение: вдоль свода размещены внушительные группы светильников. Мозаичные панно, украшающие пространство над лестницами, переносят в атмосферу отдыха: на них можно увидеть цветы, вазоны, беседку и пышную растительность.

«Горьковская». Начала принимать пассажиров в 2012 г., ознаменовав расширение метрополитена на правый берег Оки. До этого момента жителям приходилось пользоваться наземным транспортом. Часть пути пролегает по метромосту, по верхнему ярусу которого проходит автомобильная дорога.

Дизайн станции вдохновлен образом Буревестника из произведения Максима Горького — писателя, родившегося в Нижнем Новгороде.

Арки, расходящиеся от колонн, напоминают крылья птицы. Путевые стены украшены флорентийской мозаикой, на которой запечатлены панорамы города с реки Оки, исторические достопримечательности Нижнего Новгорода, а также изображения Кремля, берега реки и самого Горького.

Станции Сормовско-Мещерской линии

Сормовско-Мещерская линия метрополитена включает 5 станций, одна из которых расположена над землей. Протяженность линии составляет 7,1 км. До 2012 г. она представляла собой продолжение Автозаводской линии, и на станции «Московская» направление движения переключалось на левостороннее. После того как была открыта станция «Горьковская», движение поездов стало «вилочным»: на «Московской» составы, прибывающие со стороны «Парка культуры», разделялись — одни направлялись к «Буревестнику», другие — к «Горьковской».

Ситуация изменилась в 2018 г., когда открылась станция «Стрелка». С этого момента Сормовско-Мещерская линия обрела самостоятельность, отделившись от Автозаводской. Сейчас существует потребность в ее продлении в сторону Сормовского района.

Среди станций линии «Стрелка» выделяется своей глубиной заложения — она достигает 12 м. В то же время «Буревестник» можно назвать самой «поверхностной» станцией.

Перегоны между станциями также различаются по длине. Самый протяжённый из них — 3,1 км — пролегает между «Московской» и «Стрелкой». Самый короткий связывает «Канавинскую» и «Бурнаковскую» и составляет 1,1 км.

«Стрелка». Самая молодая станция в Нижегородском метрополитене. Она была открыта в 2018 г. и стала связующим звеном между микрорайоном Мещерское озеро в Канавинском районе и другими районами города.

  • Метро Нижнего Новгорода 6
    Fokin / Shutterstock.com
    /2t/7s/2t7smqopq9ogs0c44gs84csgc.jpg

Станция привлекает внимание своим оформлением. Ее название связано с местом слияния Оки и Волги. Колонны с внушительными светильниками выступают в роли архитектурной доминанты. В вестибюле № 1 можно увидеть панно со светодиодной подсветкой, на котором изображен футболист с мячом, а в вестибюле № 2 — собор Александра Невского. Рядом со станцией находятся футбольный стадион «Нижний Новгород», возведённый к Чемпионату мира по футболу 2018 г., и собор Александра Невского.

Между «Московской» и «Стрелкой» есть так называемая станция-призрак — «Ярмарка». Ее строительство началось в 1993 г., но вскоре было приостановлено и в итоге заморожено. При проезде под районом Нижегородской ярмарки можно заметить ответвление — это задел под будущую станцию. Когда строительство возобновится, неизвестно.

«Канавинская». Открылась в 1993 г. как часть участка «Московская» — «Бурнаковская». Пол станции отделан гранитом, а на путевых стенах можно увидеть буквы, выложенные из белого мрамора. Вдоль потолка тянутся 4 ряда светильников. Оформление станции отличается лаконичностью, что характерно для большинства станций Нижегородского метрополитена.

«Бурнаковская». Станция также открыта в 1993 г. Она находится в одноименном микрорайоне. Ее оформление не отличается разнообразием — здесь нет мозаичных панно, но внимание привлекает пол, выложенный гранитом с полосами из белого мрамора.

«Буревестник». Станция появилась в 2002 г. как часть участка «Бурнаковская» — «Буревестник». Название станции отсылает к творению Максима Горького и находящемуся неподалеку ЦНИИ «Буревестник». Эта станция уникальна для Нижегородского метрополитена по нескольким причинам. Во-первых, здесь платформы расположены по бокам, а пути — в центре. Во-вторых, станция имеет полуподземную конструкцию: часть тоннелей находится на поверхности, а вестибюль расположен на уровне земли. Еще одна особенность — название станции выполнено не из букв, а из самоклеящейся пленки.

Строительство метро в Нижнем Новгороде

Сеть метрополитена не охватывает всю территорию города. И даже в тех местах, где метро есть, добраться до станций бывает непросто — дорога может отнимать значительное количество времени. К примеру, путь от окраин Сормовского района до станции «Буревестник» занимает от 20 до 40 минут. Аналогичная ситуация складывается и с конечной станцией «Горьковская», расположенной в Нагорной части города.

По всей видимости, в ближайшее время ожидать появления новых линий метрополитена в Нижнем Новгороде не приходится. Однако есть планы по расширению существующей инфраструктуры: предполагается продлить Автозаводскую линию, добавив новые станции — «Оперный театр» (вблизи Театра оперы и балета), «Сенная» (на Сенной площади), «Мончегорская» (в районе за «Парком культуры» с тем же названием) и «Юго-Западная». Уже в 2022 г. стартовали работы по продлению ветки до Сенной площади.

Также есть необходимость в расширении Сормовско-Мещерской линии — ее могут продлить как минимум на 2 км в сторону Сормовского района. Это позволит открыть станции «Варя» и «Сормовская». В дальнейшем развитие метро в этом районе может пойти 2 путями: либо через площадь Славы к железнодорожной платформе Починки, либо через микрорайон Светлоярский. Но пока проектирование новых станций на Сормовской линии не ведется.

Еще одна перспективная инициатива — создание Нагорной линии, которая станет третьей в городской сети метрополитена. Она будет включать 15 станций и, в зависимости от выбранного маршрута, пройдет либо по улице Ванеева, либо по проспекту Гагарина. Появление этой линии должно снизить нагрузку на наземный транспорт в Советском районе и улучшить транспортную доступность микрорайона Щербинки.

  • Метро Нижнего Новгорода 7
    Lipskiy / Shutterstock.com
    /9c/6c/9c6c55te5rksc8w40sk8w04ks.jpg

Как вернуть забытые вещи

Найденные в вагонах поездов, на платформах и в вестибюлях станций личные вещи пассажиров помещаются на хранение на склад на станции «Горьковская». Срок хранения составляет 6 месяцев с момента поступления вещей. Чтобы вернуть потерянное имущество, пассажиру необходимо подать заявление и предоставить документ, подтверждающий личность.

За дополнительной информацией можно обратиться в справочную службу по телефону (831) 249-95-88.

Если речь идет о забытых документах — паспортах, медицинских полисах, студенческих билетах, пенсионных удостоверениях и других — их передают в отдел полиции метрополитена, расположенный по адресу ул. Чкалова, 24. Сотрудники отдела доступны для связи круглосуточно, телефон дежурной части (831) 249-90-91.

Безбарьерная среда

Нижегородский метрополитен уделяет особое внимание созданию безбарьерной среды для пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Специалисты метрополитена оказывают помощь инвалидам по зрению, слуху, а также людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Персонал, прошедший специальное обучение, встречает пассажиров у входа на станцию, помогает им сесть в поезд и сопровождает до выхода на станции прибытия.

Для обеспечения удобства перемещения инвалидов-колясочников используются различные технические средства: мобильные гусеничные подъемники, стационарные подъемные платформы и стационарные наклонные платформенные подъемники.

На станциях «Парк культуры» и «Московская» установлены стационарные наклонные платформенные подъемники, а на станции «Горьковская» — стационарная подъемная платформа. На станции «Стрелка» доступны оба вида подъемных устройств. Мобильные гусеничные подъемники имеются на станциях «Парк культуры», «Комсомольская», «Пролетарская», «Двигатель революции», «Московская» и «Буревестник» и могут быть доставлены на любую станцию метро.

Видеоролик: YouTube
YouTube

Музей метро Нижнего Новгорода

Познакомиться с историей нижегородской подземки можно в Музее Нижегородского метрополитена, который располагается в первом вестибюле станции «Комсомольская». Во время экскурсии посетители узнают о том, как строилась транспортная система, знакомятся с ее особенностями, узнают о работе сотрудников метро — машинистов, инженеров, диспетчеров, а также слушают о перспективах развития метрополитена и знакомятся с мифами и тайнами, накопившимися за более чем тридцатилетнюю историю.

Музей открыт для посещения по предварительной записи.

Время работы:

  • будни с 8:00 до 17:00 (в пятницу — до 16:00) с перерывом с 12:00 до 12:48.

Чтобы записаться на экскурсию, позвоните по номеру (831) 249-95-07.

Нижегородская область

tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх