Достопримечательности Экс-ан-Прованса
Ателье Сезанна
«Во всем мире нет солнца жарче и чище, чем солнце Прованса. Ты найдешь там такие светлые и прозрачные краски, какие тебе и не снились. Я буду жить там до конца своих дней» — говорил Поль Сезанн Винсенту Ван Гогу, призывая его переехать в Экс-ан-Прованс — бывшую столицу Южной Франции.Бульвар Мирабо
Бульвар Мирабо — одно из самых популярных и оживлённых мест в Экс-ан-Провансе. Его длина — менее полукилометра, зато ширина превышает 40 м. Бульвар условно делит город на две части: квартал Мазарен, или «Новый город», который лежит к югу и западу от него, и «Вилль-Комталь».Музей Гране
Этот замечательный музей в квартале Мазарен посвящён живописи, скульптуре и археологии. Музей, примыкающий к церкви Св. Жана Мальтийского, впервые открыл двери для публики в 1838 г. Под него было отведено здание приората, и до сих пор сад у музея и церкви общий.Собор Экс-ан-Прованса
Этот великолепный собор начали строить в 12 в. на месте римского форума 1 в. до н. э. и с тех пор много веков достраивали и перестраивали. Собор освящён в честь cв. Спасителя, но местные жители называют его попросту — собор Экса.Фонд Вазарели
Фонд Вазарели, который находится в самом центре Прованса, занимает, мягко говоря, интересное здание. Его с тем же успехом можно посчитать одним из экспонатов музея: постройка сделана из 16 шестигранников с контрастными чёрно-белыми кругами по сторонам.Церковь Св. Жана Мальтийского
Эта римско-католическая готическая церковь, выстроенная в 13 в., примечательна тем, что она стала первой в Провансе. До того на этом месте стояла небольшая часовня рыцарей-госпитальеров мальтийского ордена, и церковь стала частью приората того же ордена.
Ещё одна особенность, связанная с городской архитектурой, — это интересно оформленные двери и колокольни. Колокольни Экс-ан-Прованса сделаны из железа, специально, чтобы при сильных мистралях потоки воздуха проходили насквозь, не причиняя постройке вреда. Каменные колокольни давно бы уже разрушились.
Если вы ищете более конкретную точку приложения для своего туристического рвения, то вот вам она: музеи.
Музеи
В городе их достаточно много, но главное не в количестве. Некоторые из здешних музеев не имеют и не могут иметь себе равных. К примеру, это ателье Сезанна — дом-музей (точнее даже студия-музей) знаменитого импрессиониста. Кстати, здесь можно увидеть не только картины, но и скульптуры великого художника.
Другой обязательный к осмотру музей — Художественный музей Гране. Вплоть до не столь давнего времени это была совершенно заштатная и малоизвестная художественная галерея с археологическим отделом. Всё изменилось в 2006 г., когда музей активно готовили к международной выставке, посвящённой Сезанну. Сегодня здесь можно увидеть уникальные работы Энгра и Джакометти, Сезанна и Гогена, Ван Дейка и Ван Гога и ещё множества величайших художников разных стран.
И ещё один художественный (говоря формально) музей, который способен поразить любое воображение, — это Фонд Вазарели, что на окраине города. Ещё только приближаясь к нему, туристы понимают, что дело пахнет современным искусством: само здание фонда, сложенное из гигантских гексагонов с черно-белыми кругами на гранях, выглядит до крайности модерново. Внутри же посетителей ждет несколько десятков гигантских инсталляций, в которых задействованы форма, цвет, оптические иллюзии, движение, объёмы и т. д.
Ну и на десерт можно оставить посещение Музея гобеленов, экспозиция которого отлично успокоит нервы, расшатанные современным искусством: здешним экспонатам уже по 300 с лишним лет. Да и само здание очень примечательно: музей занимает бывший дворец архиепископов.
Гора Сен-Виктор
Возымев желание выехать из Экса на природу, определённо стоит отправиться на гору Сен-Виктор. Добраться сюда из центра города можно даже пешком: на гору ведет специально проложенная пешеходная тропа. Гору овевает слава громких имён: здесь до сих пор можно увидеть небольшую плотину, выстроенную отцом Эмиля Золя, а при хорошей памяти и узнать многие виды, запечатлённые Сезанном на своих полотнах. На южной стороне горы, в местечке Толоне, до сих пор сохранилась мельница, которой пользовался художник, а под ней — хижина, где он любил работать.