Собор Экс-ан-Прованса
Этот великолепный собор начали строить в 12 в. на месте римского форума 1 в. до н. э. и с тех пор много веков достраивали и перестраивали. Собор освящён в честь св. Спасителя, но местные жители называют его попросту — собор Экса. В его внешнем виде смешались романский, готический и неоготический стили, а также римские колонны и фрагменты баптистерия христианской церкви 6 в.
В 12 в., когда Экс стал столицей Прованса, и численность его населения росла, в городе стали строить новые монастыри и церкви монахи разных орденов: сперва францисканцы, затем доминиканцы, кармелиты и августинцы. Одновременно с этим стал расти и главный городской собор: к небольшой романской часовне пристроили готический неф, два новых крыла трансепта, тоже готических, выстроили в первой четверти 14 в. Но строительство постоянно прерывалось: грянула эпидемия чумы, затем — Столетняя война. 130 лет понадобилось для того, чтобы закончить основную конструкцию, и еще 30 лет после этого доделывали фасад. К тому времени, как в ниши установили последние статуи (что произошло в 1513 г.), в архитектуре уже начинал господствовать ренессанс.
Оригинальный романский фасад нефа св. Марии был уничтожен в 15 в., и его заменил новый, готический. Сегодня здесь можно увидеть четыре статуи работы Жана Моне, выполненных в 1512—1513 гг. Жакотен Папрош из Пикардии вылепил 10 небольших фигур пророков и 20 херувимов, которые также украсили фасад, а на верхний уровень были помещены две фигуры епископов Экса, Максиминуса и Сидониуса работы Пьера Суке. Но главным скульптурным украшением фасада можно считать фигуру св. Михаила, сокрушающего дракона, выполненную в 1507 г. Жаном Помье из Бургундии.
Очень интересен главный портал собора. На дверях, вырезанных из орехового дерева в 1505 г., можно увидеть рельефные фигуры основных пророков Ветхого Завета: Исайи, Иезекииля, Даниила и Иеремии. Над ними помещены фигуры 12 сивилл. Все скульптуры обрамляют красивые гирлянды гранатов и желудей, гроздья винограда, лев, дракон и другие фантастические животные вроде василиска и петуха со змеиным хвостом, символа битвы добра и зла.
Стоит пройти в клуатр собора, выстроенный в 12 в., как раз на месте старой римской площади, чтобы полюбоваться галереями из парных колонн. Четыре угловые колонны украшает резьба, изображающая символы четырёх апостолов-евангелистов: ангел — Матфея, лев — Марка, бык — Луки и орёл — Иоанна. Капители колонн с северной и западной стороны клуатра декорированы сценами из Ветхого и Нового Завета, а на одной из них можно увидеть скульптуру св. Петра.
Собор Экс-ан-Прованса: популярные отели рядом
LA VILLA GALLICI5 звезд56 563 ₽
VILLA SAINT ANGE5 звезд51 097 ₽
AQUABELLA4 звезды26 366 ₽
GRAND ROI RENE AIX-EN-PROVENCE CENTRE – MGALLERY4 звезды27 522 ₽
HOTEL ESCALETTO3 звезды16 902 ₽
LE MOZART3 звезды12 845 ₽
PAUL2 звезды10 817 ₽
CARDINAL2 звезды16 902 ₽
MAISON DU COLLECTIONNEURбез категории28 525 ₽
VENDOMEбез категории10 338 ₽
Оказавшись внутри собора, можно полюбоваться прекрасными предметами искусства, из которых самым знаменитым считается «Неопалимая купина», триптих кисти Николя Фромана, авиньонского художника 15 в. Картина была перемещена в собор из кармелитского монастыря, уничтоженного в ходе Французской революции. Центральная панель изображает Богородицу с младенцем в центре пылающего куста и Моисея, поражённого этим зрелищем. На двух боковых панелях изображены заказчики работы — король Рене I Неапольский и его консорт, королева Жанна.
Также в интерьере собора стоит обратить внимание на орган. Тот «зеленый и золотой орган», который можно увидеть здесь в наше время, был создан в середине 18 в. братом Жаном-Эспри Изнаром, доминиканцем из тарасконского монастыря, который работал и над другими примечательными инструментами в Провансе, включая тот, что находится в базилике Сен-Максим. Правда, сам инструмент уже не тот (он был заменен в середине 19 в.), но прекрасный кожух сохранился от оригинального.
Практическая информация
Адрес: 34 Place des Martyrs-de-la-Resistance, 13100.