Журнал/Еда в самолетах: кто, когда и чем кормит пассажиров (и кормит ли вообще)
ЖурналПолетели

Еда в самолетах: кто, когда и чем кормит пассажиров (и кормит ли вообще)

 Комментарии
Chalabala, iStock
    Журнал/Еда в самолетах: кто, когда и чем кормит пассажиров (и кормит ли вообще)
    Chalabala, iStock
    Волшебная фраза «на борту предлагается горячее питание» воодушевляет даже тех, кто на диете или не голоден. Вот только звучит она все реже.
    Анастасия Лебедева • 28 апреля 2020

    Волшебная фраза «на борту предлагается горячее питание» воодушевляет даже тех, кто на диете или не голоден. Вот только звучит она все реже: на рейсах продолжительностью до 3–4 часов кормить пассажиров бесплатно, скорее всего, больше не будут. Разбираемся, почему и на чем экономят авиакомпании, какие гастрономические бонусы полагаются за доплату, а главное, когда можно рассчитывать на бесплатные (вернее, включенные в цену билета) вкусности.

    Урок арифметики

    Стоимость авиабилетов зависит от уймы факторов, ключевой из которых — расценки на топливо. В 2018 г. керосин стал на 30 % дороже, а вслед за ним и билеты, в среднем на 9–10 %. Кроме того, аэровокзалы по всему миру реконструируют терминалы и повышают качество обслуживания, а значит, увеличивают сборы с авиакомпаний.

    Российские перевозчики терпят серьезные убытки: в 1-м квартале 2019 г. они составили 45 млрд RUB.

    Один из способов спасти положение — отмена бесплатного бортового питания. Анонимный пилот объясняет, что еда как таковая несильно бьет по бюджету, ведь перевозчики закупают ее оптом, все просчитано вплоть до количества яблочных долек в салатах, а хлопоты по приготовлению берут на себя партнеры-поставщики.

    «Американские авиалинии» сэкономили почти 40 000 USD, убрав одну-единственную оливку из салатов для 1-го класса.

    С доставкой все гораздо сложнее: продукты сгружают в специальные тележки (каждая стоимостью около 100 тыс. RUB плюс регулярные затраты на обслуживание), те, в свою очередь, подгоняют к самолетам на специальных машинах. После посадки погрузчики забирают оставшуюся еду и мусор, вывоз которого тоже платный.

    Охлажденную или замороженную еду складывают в касалетки — коробочки из алюминиевой фольги, маркированные цветными наклейками: красный — мясо, желтый — курица, коричневый — свинина, голубой — рыба, белый — омлет и т. п. В самолете касалетки разогревают, в первую очередь — со скоропортящимися продуктами: если вылет задерживают, а блюда хранятся всего 3 часа, их уничтожают и привозят новые.

    В общем, немудрено, что многие авиакомпании вынуждены исключать из списка услуг горячее питание, оставляя в лучшем случае компактные сэндвичи, не занимающие лишнего места и не требующие разогревания. Членов экипажа, разумеется, должны нормально кормить при любом раскладе: экономить на их комфорте попросту небезопасно.

    • Девочка ест в самолете
      /53/7q/537qo939w8g88cs4koc84kk8w.jpg

    Сытый пассажир — довольный пассажир

    В советские времена авиапутешественников потчевали охотнее: из Москвы в Екатеринбург немногим больше 2 часов лёта, но горячее подавали исправно. Сегодня у каждой компании свои правила, но большинство все же предлагает еду на рейсах, длящихся от 3–4 часов, прежде всего на международных и трансконтинентальных.

    Если лететь предстоит меньше, бортпроводники могут предложить холодные закуски (булочки, печенье, орешки или йогурты), на 6-8-часовых перелетах — дополнительный перекус, на рейсах от 8 часов — второй прием горячей пищи.

    Подробности о составе меню на разных направлениях и в разных классах обслуживания обычно можно узнать на сайте перевозчика. Если такой информации нет, придется звонить в колл-центр или писать в службу поддержки.
    Пассажиры эконом-класса привыкли к одноразовым приборам и пластиковой посуде, тогда как в «бизнесе» блюда сервируют в красивом стекле и фарфоре.

    «Аэрофлот» по традиции кормит щедро и, судя по большинству отзывов, вкусно. На рейсах в Москву и обратно продолжительностью до 3 часов пассажир эконом-класса получает на завтрак круассан с мясом или птицей, йогурт и шоколад, на обед или ужин — чиабатту, яблоко и фруктовый батончик. В полетах до 6 часов на завтрак закуска с говядиной, основное блюдо (лазанья, каша или блины) и десерт (шоколад, батончик или йогурт), на обед или ужин — салат, тушеная курица, баранина или говядина — и исконно-посконный тульский пряник с фруктовой начинкой в роли десерта. На более долгих рейсах можно полакомиться кальмарами, мясом под соусом терияки, минтаем в сливках, равиоли и бисквитными пирожными.

    Думаете, вы знаете о полетах все? Пройдите наш тест, и мы узнаем наверняка!

    «Турецкие авиалинии» и «Эмирейтс» угощают с восточным размахом: лосось, изысканные мясные блюда, свежие овощи, домашний хлеб. «Ред Вингс» еще недавно предоставляли горячее питание независимо от продолжительности маршрута, но теперь есть ограничение — от 3 часов 15 минут. S7 с сибирской щедростью предлагает сэндвичи даже на коротких рейсах (горячее питание — от 3 часов), однако привереды ворчат: меню не меняется, ассортимент скудный, порции небольшие, сочетания вкусов посредственные. Кстати, вкус еды на заоблачной высоте вообще теряет яркость, недаром многие пассажиры так жаждут соленого томатного сока.

    Кстати, если одной порции не хватило, не возбраняется попросить вторую: когда все закончат трапезничать, а стюарды убедятся, что еда еще есть, разгулявшийся аппетит будет удовлетворен.

    «Аврора» подает в эконом-классе закуски, основные блюда и десерты, но исключительно на совместных с «Аэрофлотом» рейсах, на остальных же ограничивается прохладительными напитками. У «России» на 1,5-2-часовых рейсах — снэки, на 2,5-4-часовых — сэндвичи, на более продолжительных — горячие завтраки, обеды или ужины с солидными, кстати, порциями (в отзывах просят побольше овощей и пирожных).

    Любой каприз за ваши деньги

    Лоукостеры давно взимают доплату за каждую мелочь, от исправления буквы в фамилии пассажира до распечатки билетов в аэропорту. Было бы очень странно, если бы кормили они бесплатно. «Виззэйр», например, берет 4–5 EUR за сэндвич или чай с круассаном, 3 EUR за томатный или сырный суп, 2,50 EUR за бутылочку минеральной воды. Иногда еду можно заказывать заранее онлайн, получается несколько дешевле.

    У пресловутой «Победы» еды не допросишься даже за отдельную плату. «Флай Дубай» продает втридорога шоколадки и снэки, а полноценное бесплатное питание включено лишь в некоторые тарифы.

    Впрочем, перевозчики без приставки «бюджетные» тоже не стесняются брать порой пример с лоукостеров: так, пассажиры «Брюссельских авиалиний» должны платить за простую воду. Благо, отечественные авиакомпании, в отличие от зарубежных, обязаны предоставлять ее бесплатно.

    По данным опросов, около 40 % российских путешественников готовы доплачивать за бортовое питание, но не более 300–500 RUB за порцию.

    «Аэрофлот», «Норд Винд» и другие компании вводят опцию заказа еды на сайте или через колл-центр, цены примерно как в аэропортовых кафе. «Россия» балует пассажиров лакомствами из «Шоколадницы». На борту «ЮТэйр» можно продегустировать блюда от шеф-повара: сырники, оладьи или омлет на завтрак по 300-350 RUB, сэндвичи по 200–300 RUB, горячее (пасту, курицу с картошкой, паровую семгу, кебаб из говядины, куриный шашлык по 400–750 RUB), а также детское, вегетарианское, халяльное и кошерное меню. Бесплатная еда у «ЮТэйр» — привилегия бизнес-класса.

    «Американские авиалинии» сэкономили почти 40 000 USD, убрав по одну-единственную оливку из салатов для 1-го класса.

    • Еда в самолете
      BraunS, istock
      /3c/f9/3cf95umk6oaos0sskwwskk808.jpg

    Многие перевозчики предлагают спецпитание для тех, кто не может употреблять стандартную пищу по состоянию здоровья, этическим или религиозным соображениям. Необычные блюда стоит попробовать хотя бы из любопытства: они, как правило, вкуснее и разнообразнее, да и (лайфхак!) приносят их раньше. Спецпитание можно выбрать при бронировании билетов или позже в личном кабинете: главное, успеть за 1 или 2 дня до вылета в зависимости от правил авиакомпании.

    Типы спецпитания обозначены международными кодами IATA: азиатское вегетарианское AVML, диабетическое DBML, кошерное KSML, халяльное MOML, веганское VGML. Сидящим на диете подойдут низкокалорийное LCML и фруктовое FPML, поклонникам морепродуктов — SFML. Для младенцев предусмотрены BBML (молоко и пюре), для детей старше 2 лет — CHML (легко усваиваемое, не перегруженное специями, с радостями вроде картошки фри).

    Эксклюзивные наборы тоже встречаются: к примеру, «Аэрофлот» на рейсах из Шереметьево предлагает спецменю «Русское» с ассорти из сибирских рыб, тыквенной кашей, печеными яблоками и прочими национальными яствами.

    «Аэрофлот», «Россия» и «Норд Винд» предоставляют спецпитание бесплатно (на рейсах от 3, 4 и 5,5 часов соответственно), S7 взимает небольшую доплату. У «Уральских авиалиний» услуга доступна лишь пассажирам, вылетающим из определенных городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и др.) Во время 2-4-часовых перелетов перевозчик подает бесплатные закуски, от 4 часов — горячее питание, а вот на рейсах из Жуковского в Рим, Париж, Ниццу, Прагу и Симферополь не кормят вообще.

    Подход к алкоголю тоже разнится: «Аэрофлот» бесплатно наливает бокал вина (рейсы от 3 часов) и кружку пива (от 6 часов), «Россия» и «ЮТэйр» продают на борту слабоалкогольные напитки, а у S7 в «экономе» не выпьешь. «Британские авиалинии» разливают бесплатное спиртное на длительных рейсах, «Турецкие» — на международных (кроме водки, джина и ракии), а «Люфтганза» — всем и всегда без ограничений (но лучше все же не налегать).

    У «Иджиптэйр», «Роял Бруней» и «Авиалиний Саудовской Аравии» алкоголь под строгим запретом.

    Иногда спиртное разрешают брать с собой на борт, но только в запечатанных пакетах из «дьюти-фри» или бутылочках по 100 мл.

    В самолет допускается и еда, соответствующая нормам авиационной безопасности. Правда, некоторые перевозчики («Эйр Азия», «Скут», «Тайгер Эйр») запрещают употреблять ее во время перелета: за яблоко или булочку стюарды вряд ли отругают, но курицу гриль с макарошками точно попросят убрать.

    Комментарии

    tabbar_no_yes
    Быстрый переход наверх