
Волшебная фраза «на борту предлагается горячее питание» воодушевляет даже тех, кто на диете или не голоден. Вот только звучит она все реже: на рейсах продолжительностью до 3–4 часов кормить пассажиров бесплатно, скорее всего, больше не будут. Разбираемся, почему и на чем экономят авиакомпании, какие гастрономические бонусы полагаются за доплату, а главное, когда можно рассчитывать на бесплатные (вернее, включенные в цену билета) вкусности.
Урок арифметики
Стоимость авиабилетов зависит от уймы факторов, ключевой из которых — расценки на топливо. В 2018 г. керосин стал на 30 % дороже, а вслед за ним и билеты, в среднем на 9–10 %. Кроме того, аэровокзалы по всему миру реконструируют терминалы и повышают качество обслуживания, а значит, увеличивают сборы с авиакомпаний.
Один из способов спасти положение — отмена бесплатного бортового питания. Анонимный пилот объясняет, что еда как таковая несильно бьет по бюджету, ведь перевозчики закупают ее оптом, все просчитано вплоть до количества яблочных долек в салатах, а хлопоты по приготовлению берут на себя партнеры-поставщики.
С доставкой все гораздо сложнее: продукты сгружают в специальные тележки (каждая стоимостью около 100 тыс. RUB плюс регулярные затраты на обслуживание), те, в свою очередь, подгоняют к самолетам на специальных машинах. После посадки погрузчики забирают оставшуюся еду и мусор, вывоз которого тоже платный.
В общем, немудрено, что многие авиакомпании вынуждены исключать из списка услуг горячее питание, оставляя в лучшем случае компактные сэндвичи, не занимающие лишнего места и не требующие разогревания. Членов экипажа, разумеется, должны нормально кормить при любом раскладе: экономить на их комфорте попросту небезопасно.
Сытый пассажир — довольный пассажир
В советские времена авиапутешественников потчевали охотнее: из Москвы в Екатеринбург немногим больше 2 часов лёта, но горячее подавали исправно. Сегодня у каждой компании свои правила, но большинство все же предлагает еду на рейсах, длящихся от 3–4 часов, прежде всего на международных и трансконтинентальных.
Если лететь предстоит меньше, бортпроводники могут предложить холодные закуски (булочки, печенье, орешки или йогурты), на 6-8-часовых перелетах — дополнительный перекус, на рейсах от 8 часов — второй прием горячей пищи.
«Аэрофлот» по традиции кормит щедро и, судя по большинству отзывов, вкусно. На рейсах в Москву и обратно продолжительностью до 3 часов пассажир эконом-класса получает на завтрак круассан с мясом или птицей, йогурт и шоколад, на обед или ужин — чиабатту, яблоко и фруктовый батончик. В полетах до 6 часов на завтрак закуска с говядиной, основное блюдо (лазанья, каша или блины) и десерт (шоколад, батончик или йогурт), на обед или ужин — салат, тушеная курица, баранина или говядина — и исконно-посконный тульский пряник с фруктовой начинкой в роли десерта. На более долгих рейсах можно полакомиться кальмарами, мясом под соусом терияки, минтаем в сливках, равиоли и бисквитными пирожными.
«Турецкие авиалинии» и «Эмирейтс» угощают с восточным размахом: лосось, изысканные мясные блюда, свежие овощи, домашний хлеб. «Ред Вингс» еще недавно предоставляли горячее питание независимо от продолжительности маршрута, но теперь есть ограничение — от 3 часов 15 минут. S7 с сибирской щедростью предлагает сэндвичи даже на коротких рейсах (горячее питание — от 3 часов), однако привереды ворчат: меню не меняется, ассортимент скудный, порции небольшие, сочетания вкусов посредственные. Кстати, вкус еды на заоблачной высоте вообще теряет яркость, недаром многие пассажиры так жаждут соленого томатного сока.
«Аврора» подает в эконом-классе закуски, основные блюда и десерты, но исключительно на совместных с «Аэрофлотом» рейсах, на остальных же ограничивается прохладительными напитками. У «России» на 1,5-2-часовых рейсах — снэки, на 2,5-4-часовых — сэндвичи, на более продолжительных — горячие завтраки, обеды или ужины с солидными, кстати, порциями (в отзывах просят побольше овощей и пирожных).
Любой каприз за ваши деньги
Лоукостеры давно взимают доплату за каждую мелочь, от исправления буквы в фамилии пассажира до распечатки билетов в аэропорту. Было бы очень странно, если бы кормили они бесплатно. «Виззэйр», например, берет 4–5 EUR за сэндвич или чай с круассаном, 3 EUR за томатный или сырный суп, 2,50 EUR за бутылочку минеральной воды. Иногда еду можно заказывать заранее онлайн, получается несколько дешевле.
У пресловутой «Победы» еды не допросишься даже за отдельную плату. «Флай Дубай» продает втридорога шоколадки и снэки, а полноценное бесплатное питание включено лишь в некоторые тарифы.
Впрочем, перевозчики без приставки «бюджетные» тоже не стесняются брать порой пример с лоукостеров: так, пассажиры «Брюссельских авиалиний» должны платить за простую воду. Благо, отечественные авиакомпании, в отличие от зарубежных, обязаны предоставлять ее бесплатно.
«Аэрофлот», «Норд Винд» и другие компании вводят опцию заказа еды на сайте или через колл-центр, цены примерно как в аэропортовых кафе. «Россия» балует пассажиров лакомствами из «Шоколадницы». На борту «ЮТэйр» можно продегустировать блюда от шеф-повара: сырники, оладьи или омлет на завтрак по 300-350 RUB, сэндвичи по 200–300 RUB, горячее (пасту, курицу с картошкой, паровую семгу, кебаб из говядины, куриный шашлык по 400–750 RUB), а также детское, вегетарианское, халяльное и кошерное меню. Бесплатная еда у «ЮТэйр» — привилегия бизнес-класса.
Многие перевозчики предлагают спецпитание для тех, кто не может употреблять стандартную пищу по состоянию здоровья, этическим или религиозным соображениям. Необычные блюда стоит попробовать хотя бы из любопытства: они, как правило, вкуснее и разнообразнее, да и (лайфхак!) приносят их раньше. Спецпитание можно выбрать при бронировании билетов или позже в личном кабинете: главное, успеть за 1 или 2 дня до вылета в зависимости от правил авиакомпании.
Типы спецпитания обозначены международными кодами IATA: азиатское вегетарианское AVML, диабетическое DBML, кошерное KSML, халяльное MOML, веганское VGML. Сидящим на диете подойдут низкокалорийное LCML и фруктовое FPML, поклонникам морепродуктов — SFML. Для младенцев предусмотрены BBML (молоко и пюре), для детей старше 2 лет — CHML (легко усваиваемое, не перегруженное специями, с радостями вроде картошки фри).
«Аэрофлот», «Россия» и «Норд Винд» предоставляют спецпитание бесплатно (на рейсах от 3, 4 и 5,5 часов соответственно), S7 взимает небольшую доплату. У «Уральских авиалиний» услуга доступна лишь пассажирам, вылетающим из определенных городов (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и др.) Во время 2-4-часовых перелетов перевозчик подает бесплатные закуски, от 4 часов — горячее питание, а вот на рейсах из Жуковского в Рим, Париж, Ниццу, Прагу и Симферополь не кормят вообще.
Подход к алкоголю тоже разнится: «Аэрофлот» бесплатно наливает бокал вина (рейсы от 3 часов) и кружку пива (от 6 часов), «Россия» и «ЮТэйр» продают на борту слабоалкогольные напитки, а у S7 в «экономе» не выпьешь. «Британские авиалинии» разливают бесплатное спиртное на длительных рейсах, «Турецкие» — на международных (кроме водки, джина и ракии), а «Люфтганза» — всем и всегда без ограничений (но лучше все же не налегать).
Иногда спиртное разрешают брать с собой на борт, но только в запечатанных пакетах из «дьюти-фри» или бутылочках по 100 мл.
В самолет допускается и еда, соответствующая нормам авиационной безопасности. Правда, некоторые перевозчики («Эйр Азия», «Скут», «Тайгер Эйр») запрещают употреблять ее во время перелета: за яблоко или булочку стюарды вряд ли отругают, но курицу гриль с макарошками точно попросят убрать.