Top.Mail.Ru

Собор Экс-ан-Прованса

Собор Экс-ан-Прованса (Франция) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Этот великолепный собор начали строить в 12 в. на месте римского форума 1 в. до н. э. и с тех пор много веков достраивали и перестраивали. Собор освящён в честь св. Спасителя, но местные жители называют его попросту — собор Экса. В его внешнем виде смешались романский, готический и неоготический стили, а также римские колонны и фрагменты баптистерия христианской церкви 6 в.

В 12 в., когда Экс стал столицей Прованса, и численность его населения росла, в городе стали строить новые монастыри и церкви монахи разных орденов: сперва францисканцы, затем доминиканцы, кармелиты и августинцы. Одновременно с этим стал расти и главный городской собор: к небольшой романской часовне пристроили готический неф, два новых крыла трансепта, тоже готических, выстроили в первой четверти 14 в. Но строительство постоянно прерывалось: грянула эпидемия чумы, затем — Столетняя война. 130 лет понадобилось для того, чтобы закончить основную конструкцию, и еще 30 лет после этого доделывали фасад. К тому времени, как в ниши установили последние статуи (что произошло в 1513 г.), в архитектуре уже начинал господствовать ренессанс.

Оказавшись внутри собора, можно полюбоваться прекрасными предметами искусства, из которых самым знаменитым считается «Неопалимая купина», триптих кисти Николя Фромана.

Оригинальный романский фасад нефа св. Марии был уничтожен в 15 в., и его заменил новый, готический. Сегодня здесь можно увидеть четыре статуи работы Жана Моне, выполненных в 1512—1513 гг. Жакотен Папрош из Пикардии вылепил 10 небольших фигур пророков и 20 херувимов, которые также украсили фасад, а на верхний уровень были помещены две фигуры епископов Экса, Максиминуса и Сидониуса работы Пьера Суке. Но главным скульптурным украшением фасада можно считать фигуру св. Михаила, сокрушающего дракона, выполненную в 1507 г. Жаном Помье из Бургундии.

Клуатр собора Экса

Очень интересен главный портал собора. На дверях, вырезанных из орехового дерева в 1505 г., можно увидеть рельефные фигуры основных пророков Ветхого Завета: Исайи, Иезекииля, Даниила и Иеремии. Над ними помещены фигуры 12 сивилл. Все скульптуры обрамляют красивые гирлянды гранатов и желудей, гроздья винограда, лев, дракон и другие фантастические животные вроде василиска и петуха со змеиным хвостом, символа битвы добра и зла.

Стоит пройти в клуатр собора, выстроенный в 12 в., как раз на месте старой римской площади, чтобы полюбоваться галереями из парных колонн. Четыре угловые колонны украшает резьба, изображающая символы четырёх апостолов-евангелистов: ангел — Матфея, лев — Марка, бык — Луки и орёл — Иоанна. Капители колонн с северной и западной стороны клуатра декорированы сценами из Ветхого и Нового Завета, а на одной из них можно увидеть скульптуру св. Петра.

Оказавшись внутри собора, можно полюбоваться прекрасными предметами искусства, из которых самым знаменитым считается «Неопалимая купина», триптих кисти Николя Фромана, авиньонского художника 15 в. Картина была перемещена в собор из кармелитского монастыря, уничтоженного в ходе Французской революции. Центральная панель изображает Богородицу с младенцем в центре пылающего куста и Моисея, поражённого этим зрелищем. На двух боковых панелях изображены заказчики работы — король Рене I Неапольский и его консорт, королева Жанна.

Другие прекрасные картины, которые находятся в соборе, — это работы отца и сына Жана Даре 17 в., изображение св. Фомы фламандского художника Луи Финсона (1613 г.) и набор гобеленов 17 в., которые создавались для Кентерберийского собора в Англии, но были увезены оттуда во время гражданской войны.

Также в интерьере собора стоит обратить внимание на орган. Тот «зеленый и золотой орган», который можно увидеть здесь в наше время, был создан в середине 18 в. братом Жаном-Эспри Изнаром, доминиканцем из тарасконского монастыря, который работал и над другими примечательными инструментами в Провансе, включая тот, что находится в базилике Сен-Максим. Правда, сам инструмент уже не тот (он был заменен в середине 19 в.), но прекрасный кожух сохранился от оригинального.

Практическая информация

Адрес: 34 Place des Martyrs-de-la-Resistance, 13100.

А вот это лишнее

Авиньон и окрестности