Типичная Вена: фиакр
Реликт давно ушедшей эпохи или туристический аттракцион? Австрийцы ответили бы «Jеin» (это когда утвердительное «Ja» сливается со своим антогонистом «Nein», образуя что-то вроде «ни да, ни нет»). Функцию транспорта фиакры перестали выполнять с появлением первых автомобилей, но по-прежнему используются для перевозки, однако теперь уже не горожан, а гостей города и... новобрачных пар.
Название «фиакр» пришло в большинство европейских языков в 18 веке и восходит к названию парижской улицы Святого Фиакра, где находилось первое место стоянки извозчичьих экипажей. Святой фиакр является покровителем садовников, извозчиков и таксистов.
Во время рассвета извозчичьего промысла в 70-х годах 19 века в Вене было больше 1000 экипажей. Эксперты предупреждали, что если тенденция увеличения их количества не замедлится, слой навоза на улицах к рубежу веков достигнет полуметровой толщины.
Фиакры сегодня
Сегодня в Вене около 150 фиакров, но тема навоза на мостовых своей актуальности не утратила. Городские власти настаивают на прикреплении под лошадиными хвостами так называемых «Pooh-Bags» — мешков, предназначенных для защиты дорог от загрязнения. Этим предписания муниципалитета на исчерпываются. Отделение магистрата Nr.65 регламентирует выдачу извозчикам лицензий (для получения которой кроме наличия как минимум двух лошадей, экипажа и стойла, необходимо помимо прочего сдать несколько экзаменов), время работы, длительность и места стоянок, цены за перевозки, одежду кучеров и время отдых животных.
Каждый из фиакров получает красную или зеленую карту. Обладатели зеленой карты имеют право выезжать по нечетным дням месяца, красной — по четным. Таким образом городская администрация пытается решить проблему недостатка мест для стоянок, что отнюдь не вызывает энтузиазма со стороны извозчиков, особенно тех, у кого всего один экипаж: они могут работать только каждый второй день. Кроме того фиакры остаются в гараже зимой и в дождь. Ни один из 100 венских извозчиков в список самых богатых австрийцев не попал. Зато в Вене есть площадь Fiakerplatz и памятник фиарщику. С 1984 года извозчиками разрешено работать женщинам. На сегодняшний день треть венских кучеров — дамы.
Стоимость проезда
В отличие от венецианских гондольеров венские извозчики не поют (единственное исключение — персонажи Рихарда Штрауса из оперы «Арабелла»), но могут провести небольшую экскурсию, иногда даже на нескольких языках.
Поскольку цены на извозчичьи услуги регулируются городом, торговаться не имеет смысла. 20-минутная поездка в карете стоит около 60 EUR, 40-минутная — 80 EUR, большая прогулка по бульварному кольцу Рингштрассе — 110 EUR.
Места стоянок фиакров: Stephansplatz, Heldenplatz, Michaelerplatz, Peterspaltz, площади перед музеем Альбертина и Бургтеатром.
Автор — Ирина Зуккер