Городские стены Тревизо
История Тревизо, можно сказать, начинается со стен. Они появились здесь ещё при римлянах. В настоящее время общая протяжённость городских стен — 4 км, и в них встроены преимущественно средневековые постройки 15—16 веков, которые впоследствии были сконструированы для защиты этого наиболее важного венецианского оплота на материке.
До того, как стать муниципальным городом, Тревизо был городом римским. Он стоял на самой высокой точке окрестностей (сегодня эта точка — площади Св. Андреа, деи-Сеньори и Соборная), окружённый рекой. Фра Джиокондо да Верона, а впоследствии Д’Альвиано расширили старые фортификации, придав им современный вид, и добавили толстую кирпичную стену с внутренней стороны. Работа гидравликов тоже была впечатляющей: когда стены были завершены, их не только окружили каналами, но ещё и продумали возможность затопления территории, лежащей вокруг, чтобы потопить потенциальных врагов в случае чего.
Сегодня каналы, отведённые от рек Силе и Каньян, окружены множеством ухоженных садов.
В проект Фра Джиокондо и Д’Альвиано входило в том числе уничтожение всех старых домов, которые могли закрывать перспективу окрестностей на милю вдаль по всему периметру города, чтобы без помех наблюдать за вражескими армиями. Также были снесены все жилые и религиозные постройки, которые могли бы мешать подвозу боеприпасов и движению армейских транспортных средств.
К 1510 г. стены Тревизо были закончены и декорированы истрийским камнем на две трети высоты, как делали в других северных городах (к примеру, в Ферраре). Сегодня можно найти кое-где на стенах прекрасные барельефы с каменными лицами — в основном у главных бастионов (у ворот Альтиния, на бастионах Сан-Паоло и Портелло).
Эффективность стен в смысле защиты была крайне высока. Во второй половине 19 века городские ворота превратили в таможенные пункты, которые тоже работали безотказно: пробраться мимо них — с суши или с реки — было невозможно, а за проход взималась плата. Сообщение между городом и пригородами обеспечивали всего трое ворот вплоть до начала 20 века: Порта-Сан-Томазо с севера, Порта-Санти-Куаранта с запада и Порта-Альтиния с юга.
Порта-Сан-Томазо
Ворота св. Фомы (Порта-Сан-Томазо) были спроектированы Паоло Нани в первые годы 16 века и выстроены Гильермо Д’Альцано из Бергамо (хотя историки не исключают, что работы по мрамору выполняли венецианцы). В них были предусмотрены подъёмные мосты, которые можно было убрать в случае опасности: один для повозок, другой для пешеходов. Позднее, когда посчитали, что опасность уменьшилась, мосты были заменены одним каменным.
Венецианский сенат потребовал, чтобы ворота назвали в честь св. Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского, скончавшегося в Лондоне в 1170 г. и канонизированного папой Александром III в том же году. Название ворот на диалекте Венето было помещено на центральной главной арке снаружи, чтобы его могли видеть крестьяне, а с другой стороны название написали по-латински, чтобы подчеркнуть разницу между аристократической культурой центра и невежеством сельской местности. Так или иначе, а впоследствии название ворот менялось: их называли Порта-Маззини вплоть до середины 20 века.
Порта-Санти-Куаранта
Ворота Сорока Святых (Порта-Санти-Куаранта) сегодня расположены примерно в сотне метров дальше от центра Тревизо, чем тогда, когда их только выстроили. А произошло это одновременно с постройкой ворот св. Фомы: те и другие пропускали в город путников с запада: из Падуи, Монтаньяны, Виченцы, Кастельфранко и т. д. Фасад ворот был отделан истрийским камнем, и наиболее заметная его деталь — это изображение крылатого льва на наружной стороне. Каменный слэб со львом был уничтожен во время французской оккупации в конце 18 века, но впоследствии восстановлен в точности.
Фасады ворот, как и Порта-Сан-Томазо, украшены и другими геральдическими изображениями помимо льва. И здесь можно увидеть те же двуязычные надписи с названием ворот.
Порта-Альтиния
Третий вход в город, Порта-Альтиния, был выстроен в конце 16 века. С учётом изменений, произошедших за это время в военной стратегии, ворота стали менее величественными, нежели двое первых — хотя и выглядели поизящнее и потоньше. Название ворота получили по названию римского города Альтино, уничтоженного ордами Аттилы, к которому они были обращены. Эти ворота стали последней постройкой средневековых городских стен Тревизо, хотя впоследствии их дверь дополнительно укрепляли. Конструкция ворот Альтиния предусматривала внутреннюю лестницу, которая соединяла их с замком Сан-Марко.
Все товары, которые прибывали из Венеции или отправлялись в Венецию, должны были пройти через Порта-Альтиния. Посему ворота работали не только как бастион, но и как символ связи между Тревизо и Венецией, которая длилась более четырёх столетий и оборвалась только с приходом Наполеона.
Сегодня фасад ворот, обращённый к городу, просто оштукатурен и покрашен (увы, фрески Помпео Амальтео были уничтожены ещё до этого). К воротам ведёт деревянный мост, появившийся при одной из реставраций.