Дворец Пилотта в Парме
В историческом центре Пармы посреди зелёного и нарядного района высится серая неприветливая громада дворца Пилотта, больше напоминающего средневековую крепость или даже суровую тюрьму. Такое визуальное впечатление создаётся в основном из-за недостроенности грандиозного сооружения, на которое у династии Фарнезе хватило амбиций, но не средств. Циклопические залы дворца большую часть своей истории служили только в качестве подсобных помещений, постепенно переключаясь на просветительскую и культурную роль. Сейчас в рамках единого пространства туристов принимают Археологический музей, Национальная галерея, театр Фарнезе и библиотека. Наряду с Герцогским дворцом, кафедральным собором, баптистерием и аббатством Иоанна Богослова дворец Пилотта входит в число самых посещаемых городских объектов.
История строительства
Долгая история дворца началась в 1583 г., когда герцог Оттавио Фарнезе задумал соединить герцогский дворец с крепостью на берегу реки Парма. Длинная галерея, построенная одной из первых, послужила подходящим местом для старинной игры с мячом пелота. Дело герцога с энтузиазмом продолжил внук Рануччо I Фарнезе, пристраивая вокруг неё различные служебные здания: конюшни, сеновал, оружейные комнаты и казармы. Название же «Дворец Пилотта» закрепилось для всего комплекса зданий.
Уже к 1611 г. строительство приостановилось, теперь внимание потомков было направлено исключительно на украшение интерьеров. Внешний облик дворца так и остался незавершённым и разноликим, что особенно заметно по фасаду, выходящему к бывшему городскому рынку.
С начала 17 века турнирный зал дворца переделывается в грандиозный театр Фарнезе, который за столетие послужил по прямому назначению всего девять раз, а с 1732 г. простаивал. Начиная с середины 18 века дворец Пилотта становится храмом искусства и культуры — Филипп Бурбон учреждает и размещает здесь Академию живописи, ваяния и зодчества, ставшую предтечей Национальной галереи. Спустя 10 лет, в 1767 г., дворец принимает в своих стенах библиотеку Палантина.
Дворец Пилотта в наши дни
Как и столетия назад, дворец Пилотта считается своеобразным культурным центром Пармы. Обретя этот статус ещё во времена династии Фарнезе, он с успехом донёс его до наших дней. Сокровищница Национальной галереи полна шедевров итальянских живописцев, датируемых 15—16 веками. Выставочные залы украшены полотнами Фра Беато Анджелико, Леонардо да Винчи, Себастьяно дель Пьомбо, Джулио Романо, Тинторетто, Тьеполо, Каналетто, Карраччи.
Интересен для ценителей старинный театр Фарнезе, построенный Джованни-Батиста Алеотти — учеником Палладио (создателем знаменитого театра «Олимпико»).
Национальный археологический музей рад представить своим гостям богатое собрание изделий и керамики, уникальную нумизматическую коллекцию, интересные артефакты, обнаруженные во время раскопок древнеримских поселений.
Полезная информация
Адрес: Parma PR, Piazza della Pilotta.
Телефон: +39 (052) 123-36-17.
E-mail: sbsae-pr@beniculturali.it.
Время работы: вторник — суббота: 8:30 — 19:00, суббота, воскресенье: 8:30 — 14:00, понедельник: выходной. Кассы прекращают работу за 30 минут до закрытия музея.
Вход: 10 EUR, для посетителей от 18 до 25 лет: 5 EUR, для детей до 18 лет вход свободный. В стоимость билета входит осмотр Национальной галереи и театра Фарнезе.
Каждое первое воскресенье месяца вход для всех посетителей свободный.
Как добраться: большинство самостоятельных туристов приезжает в Парму на электричках, путь от железнодорожного вокзала до центра займёт 7—8 минут. Прямо от вокзала отходят улицы Паоло Тоски и Джузеппе Верди, любая из них приведёт к дворцу Пилотта.