Кафедральный собор Бари

Этот собор, хоть и менее знаменитый, чем базилика Св. Николая, по старшинству главнее её. Собор освящен в честь св. Сабинуса, епископа Канозы, чьи мощи были перемещены сюда в 9 в. Современная постройка датируется концом 12 — началом 13 вв., и она появилась на месте развалин собора Византийской империи, разрушенного в 1156 г. Вильямом I Сицилийским. Справа от трансепта до сих пор можно увидеть следы оригинальной кладки, которая продолжается под нефом.

В 6 в. звание епископа в Бари было поднято до архиепископа, и примерно с этого же времени можно проследить историю городского собора. Каменная кладка, которую можно найти под нефом, относится ко времени еще до первого тысячелетия. В этой старой постройке было три галереи и квадратные пилястры. На одной из мозаик можно различить имя епископа Андреа (758—761 гг.). В первой половине 11 в. тогдашний архиепископ приказал выстроить новый собор, который был закончен при его наследниках, Никола I и Андреа II.

Во дворце курии помещен церковный музей, где можно увидеть драгоценный византийский манускрипт — Экзультет. Он представляет собой старинный свиток длиной 5 м и шириной чуть менее полуметра.

После того, как Вильям I Сицилийский разрушил собор (как и весь Бари вообще; уцелела только базилика Св. Николая), к его восстановлению приступили в конце 12 в. При реконструкции использовались материалы прежней церкви и других разрушенных зданий. Храм заново освятили в 1292 г., и внешне он сильно напоминал базилику Св. Николая. В 18 в. фасад, неф и галереи, древний баптистерий 12 в. («Трулла») и крипта были оформлены Доменико Антонио Ваккаро в барочном стиле. Позднее здание ещё несколько раз переоформляли, частично разбирали и расширяли. Оригинальный романский вид собору вернули только в 1950-х гг. Последние две реставрации прошли в конце 20 в. и начале 21 в.

Сегодня, если говорить о стиле, собор представляет собой важный образчик апулийской архитектуры. На просто оформленном фасаде можно увидеть три портала 11 в. под окном-розеткой, над которой помещены резные изображения чудовищ и фантастических тварей. Колокольня собора — новая, построенная из схожего с оригинальным камня.

Внутри собор разделен аркадами с 16 колоннами на три галереи. Церковь была избавлена от барочных излишеств и сегодня предстаёт глазам посетителей во всей первозданной чистоте апулийско-романских линий.


Мощи св. Сабинуса хранятся в крипте, в крупном алтаре. Они были привезены в Бари в 844 г. епископом св. Ангелариусом, который после разрушения города сарацинами спас их из развалин. Серебряный бюст св. Сабинуса сегодня перемещен в архив, и его место заняла крайне чтимая икона с изображением Богоматери Одигитрии.

Согласно легенде, икона была привезена с Востока в 8 в., но на самом деле это произошло позднее. Впрочем, это нисколько не снижает огромной исторической ценности и религиозной значимости этого образа.

В двух приделах поменьше помещены два саркофага. В одном, недавно восстановленном, хранятся мощи св. Колумбы, а во втором — различные другие. В святилище справа находится алтарь с росписью, которая, вероятно, изображает св. Мавра, которого называют первым епископом Бари (1 в.).

К собору примыкает дворец курии. Там помещен церковный музей, где можно увидеть драгоценный византийский манускрипт — Экзультет. Он представляет собой старинный свиток длиной 5 м и шириной чуть менее полуметра. В свитке записаны тексты пасхальных гимнов с иллюстрациями, перевёрнутыми вверх ногами. Это было сделано для того, чтобы верующие во время пения могли рассматривать картинки, и те, кто не знают латыни, представляли бы, о чем идёт речь.

Практическая информация

Адрес: Piazza dell’ Odegitria, 1.

Жемчужины Апулии
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх