Образование за рубежом
Образование за рубежом — что это такое и с чем его едят. Результаты нашего общения с четырьмя профессионалами, имеющими богатый опыт отправки жаждущих знаний россиян за рубеж. Вопреки расхожему мнению, что образовательные программы — дорогое удовольствие, цены на многие варианты вполне сопоставимы с затратами на пляжный отдых. В осенне-зимний сезон предлагаются значительные (до 50 %) скидки на краткосрочные курсы и даже бесплатные двухнедельные программы, в которых студент оплачивает только проживание и транспортные расходы. В отличие от обычных туров, скидки на образовательные поездки чаще предлагают при заблаговременном бронировании. Заказ в последнюю минуту и срочное оформление («горящий вариант») часто обходится дороже всего. Кроме того, для студентов есть возможность частично компенсировать затраты на поездку — это так называемые программы «Учеба + работа». Правда, для российских граждан легальная подработка во время краткосрочных учебных программ весьма ограничена, но всё же возможна — например, во Франции и Испании.
Тенденция последнего времени: если раньше большая часть студентов ехала исключительно «за языком», то теперь многие рассматривают поездку и как интересный альтернативный способ проведения каникул или отпуска. Соответственно, появляются программы, сочетающие обучение с отдыхом и «экскурсионкой».
В какие страны чаще всего едут «за образованием»? Есть ли выраженные направления-лидеры и чем это обусловлено?
«Рулит», бесспорно, Великобритания: британская система обучения давно является лидером на мировом рынке образования; около полутора тысяч языковых школ в стране предлагают иностранцам курсы классического английского языка. На втором месте по популярности среди молодежи — Мальта: здесь свою роль сыграли легкость получения визы, гарантированное солнце и море с апреля по ноябрь, а также весёлая и демократичная международная молодежная «тусовка». Языковые школы на Мальте имеют прекрасную академическую репутацию, невысокие цены (по сравнению с Великобританией) и широкий выбор программ.
Тенденции: в последние годы все большую популярность приобретают образовательные программы в Канаде — благодаря готовности посольства этой страны давать визы студентам. Новая Зеландия и Австралия тоже на подъёме — там уже давно учится много европейцев, а теперь к ним начали присоединяться и наши с вами сограждане. Растёт спрос на программы в Германию, Францию и Испанию. Причины — повышение заинтересованности в изучении второго и третьего иностранных языков, а также (в Германии и Франции) реальная возможность получения бесплатного высшего образования и стипендий на проживание.
Какие варианты размещения самые популярные, и каковы их особенности?
Размещение в семье остаётся самым популярным (и доступным) видом размещения среди учащихся языковых школ: ежедневное общение с членами семьи и их знакомыми очень продвигает в изучении живого языка. Многие участники детских летних языковых программ выбирают резиденции — общежития в школах-пансионах или университетах. Их преимущество — большая самостоятельность и постоянное общение со сверстниками.
Недостатки размещения в семьях — чаще всего очень скромное и однообразное питание, скромнейшая обстановка в комнате, удаленность от места учебы, невозможность пригласить к себе гостей. «Минусы» резиденций: удобства чаще всего — на этаже, питаться приходится в кафе или готовить самостоятельно, а общение с иностранцами хоть и легче, чем с «носителями языка», но не так полезно для интенсификации обучения.
Другой популярный вариант — детские летние лагеря в резиденциях: весь день расписан, питание организовано и довольно разнообразно. Недостатки: дорого, мест в последние годы катастрофически не хватает (бронировать приходится за 3-4 месяца), кое-где есть проблема воровства.
Какие программы наиболее востребованы: для новичков, для среднего уровня, для «продвинутых»?
Более всего востребованы программы для уровней «ниже среднего» и «среднего». Совсем «нулевые» ученики за рубеж практически не едут: лучше получить базовые знания дома, и «носители языка» для этого не нужны. Много запросов на одновременное изучение двух языков: здесь традиционно лидирует Швейцария, но есть варианты и в Канаде, Германии и Испании.
Тенденции: в последние годы клиенты проявляют интерес к спортивным занятиям или дополнительным курсам (бизнес-курсам, курсам обучения на стюардесс, курсам дизайна, кулинарии, ароматерапии и др.).
Причины недовольства
К самим обучающим программам претензий обычно не возникает. Основные причины недовольства — недостаточно комфортное размещение в семьях или резиденциях, не сложившиеся отношения с семьями или соседями, непривычное питание.
Дешевые школы значительно отличаются от дорогих по уровню сервиса, оборудованию, квалификации преподавателей, интерьеру, уровню принимающих семей. Индивидуальные программы сильно разнятся с групповыми по количеству соотечественников. Поэтому всегда очень важно объяснять клиенту разницу, чтобы его выбор был сознательным, и ожидания не разошлись с действительностью.
Также бывают претензии к распределению в класс, несоответствующему, по мнению студента, его уровню знаний. Другой нюанс — экскурсии, проводимые на языковых курсах, обычно носят обзорный характер и проводятся не профессиональными гидами, а сотрудниками лингвистических школ. Естественно — на изучаемом языке. Если такой вариант туриста-ученика не устраивает, он может присоединиться к «русским» экскурсионным группам (в крупных городах).
Благодарим за участие в подготовке материала Этери Гогуадзе (Турклуб «Мистер English»), Анну Масленникову («Инсайт-Лингва»), Елену Линькову («Эфес») и Наталья Калюжную (EF Education)