Транспорт в Будапеште
В Будапеште курсируют весьма специфические виды городского транспорта, которые с одной стороны, функциональны, а с другой — сами по себе являются достопримечательностью венгерской столицы. В основном речь пойдет о горном транспорте для холмистых, а то и горных районов Буды. Из 40 станций метро 37 находится в Пеште, там же — три из четырех линий пригородных электричек, все троллейбусные маршруты, большинство трамвайных и автобусных. А Буде досталась высотная экзотика, так полюбившаяся туристам.
Фуникулер
Во-первых, это фуникулер («шикло») — самый простой способ добраться на вершину Будайского холма к Королевскому замку. Его построили во второй половине 19 века, скопировав единственный на тот момент подобный подъемник во французском Лионе. После Второй мировой шикло восстановили только в 1986 г. Вагончик преодолевает 95 метров подъема за 2-3 минуты под углом 48 °.
Шикло отправляется от площади Кларка Адама у Цепного моста. Слева от павильона начинается пеший подъем в гору. В стилизованный вагончик фуникулера помещается до 11 человек. Внизу у станции собираются очереди, и даже в низкий сезон можно простоять полчаса. Взрослый билет в одну сторону стоит 1200 HUF, в обе — 1800 HUF (детский билет — с 40%-ной скидкой). Наверху, повернув налево от павильона, попадаешь на смотровую. В сезон вагончики отправляются каждые 5-10 минут, время работы: с 7:30 до 22:00.
Зубчатая железная дорога
Вскоре после запуска шикло на территории Буды заработала зубчатая железная дорога (Fogaskereku vasut), у которой между двумя рельсами проложен и третий — с отверстиями для зубьев поезда (более надежная конструкция в условиях горной местности). Маршрут длинной 3,7 км ведет на гору Сечени; перепад высот между конечными станциями — 315 м. Этот вид передвижения подойдет желающим взобраться на верхнюю точку города на горе Янош. Кроме того, примерно в середине маршрута на остановке «Варошкут» интересно будет осмотреть один из первых источников, который служил городу с 15 века.
Нижняя станция дороги расположена около отеля «Будапешт» с приметной круглой крышей. Купить билеты в поезде нельзя, зато здесь действуют все проездные на общественный транспорт. Интервал движения поездов — 20-40 минут.
«Пионерская» дорога
Детская железная дорога появилась в Будапеште еще в советское время. Сегодня она протянулась в Будайских горах примерно на 11 км. Эта узкоколейка отходит от конечной остановки зубчатой дороги, маршрут включает 9 станций (на одной из промежуточных можно выйти на горе Янош и пересесть на канатную дорогу, чтобы спуститься вниз). От другой конечной станции отходит трамвай № 61, который довезет вас до метро. Стоит удовольствие для взрослого 700 HUF в одну сторону и 300 HUF — за детский билет.
Канатка
Еще один туристический транспорт — канатная дорога «Либегё». Расстояние, которое преодолевает канатка, чуть больше 1 км, перепад высот — 262 м. На весь путь уходит 10-15 минут. Подняться к верхней станции можно на зубчатой железной дороге, совместив ее с детской. От нижней станции до города ходят несколько автобусных маршрутов. Проезд на канатке в одну сторону — 900 HUF, в обе — 1400 HUF. В осенне-зимний период стоит одеваться потеплее: продувает так, что, гуляя по ровному и укрытому со всех сторон Пешту, себе и не представить.
Электрички HEV
Последний вид местного транспорта — совсем не экзотический. Это пригородные электрички HEV (не имеют отношения к пригородным MAV, входящим в общую сеть железных дорог страны) — поезда зеленого цвета, которые иногда путают с наземным метро. 4 линии проложены таким образом, чтобы станции располагались рядом со станциями метро, включали основные пересадочные узлы города и вели в пригороды. Ходят поезда HEV в основном через Пешт.
На территории Буды лишь один маршрут, зато какой: соединяет центр Буды с Обудой (центральными площадями и римским Аквинкумом) и следует в ближайший пригород, городок Сентедре. Линии в Пеште ведут в Рацкеве, Чепель и Гёдёллё. Электрички состоят из 3 или из 6 вагонов, приходят через каждые 10-15 минут. Для проезда по городу достаточно действующей транспортной карты; чтобы добраться до пригорода — необходимо купить отдельный билет (на станции или прямо в поезде).
Велопрокат
И чуть не забыли про велосипеды. Будапешт нельзя назвать велосипедной столицей хотя бы потому, что велодорожки проложены далеко не по всему центру. Иногда приходится двигаться в потоке с пешеходами или машинами. Однако велосипеды популярны среди туристов (прокат от 2000-3000 HUF за 4-6 часов), а прокатные точки разбросаны по городу и городским паркам. Многие отели предлагают почасовой прокат или даже дают кататься бесплатно в качестве дополнительного бонуса. Велосипедные экскурсии (для небольших групп) продолжительностью несколько часов стоят от 9000 HUF.