Базилика Сан-Фредиано
Эту церковь на одноименной площади легко узнать по характерной форме фасада и огромной картине, которая занимает всю его верхнюю часть. Церковь сперва была освящена в честь св. Винсента, мученика из Сарагосы, и в ней с 6 в. служил епископ Лукки Фредиано. После того, как епископ умер и был похоронен в храме, его переименовали.
В эпоху лангобардов церковь была расширена, а свой нынешний внешний вид, типичный для романской базилики, получила в 1112—1147 гг. 13—14 вв. обогатили церковь замечательным фасадом с огромной золотой мозаикой 13 в., на которой изображено вознесение Христа-Спасителя в окружении апостолов. Автором мозаики, оформленной в византийско-средневековом стиле, стал Берлиньеро Берлиньери.
В 14—16 вв. к оформлению церкви добавилось несколько панелей знати, богато расписанных фресками.
В архитектурном смысле базилика Сан-Фредиано представляет собой хороший пример романского стиля Лукки до того, как на нем сказалось влияние соседки Пизы, и строители с севера Италии изменили его традиционный характер. Планировка этой церкви — всё ещё простая, с гладкими стенами, без обилия арок и прочих романских архитектурных элементов вроде архитравов и колонн на фасаде или в апсидах, оконных ниш и прочего. Этим она отличается даже от той же своей соседки, церкви Св. Александра, в которой сохранились остатки прежней постройки, каждый элемент которых буквально вопиет о римских традициях.
Интерьер базилики богато оформлен резным мрамором. Внутреннее пространство состоит из нефа и двух галерей с арками, которые создают колонны с романскими и римскими капителями. Вторые были принесены сюда из древнего амфитеатра, расположенного поблизости.
Главное украшение интерьера находится у входа. Это большая романская крестильная купель 12 в., «Фонте Лустрале». Она состоит из чаши, стоящей внутри круглого бассейна и накрытой куполом-«темпьетто», которая покоится на колоннах. Эта купель — шедевр работы мастера Роберто и двух неизвестных скульпторов. Она отделана рельефами, на которых изображена «История Моисея» работы скульптора из Ломбардии. Мастер Роберто стал автором двух последних панелей: «Добрый пастух» и «Шесть пророков». Купол был создан мастером из Тосканы, и на нём можно увидеть изображения апостолов и месяцев года.
На противоположном от купели фасаде находится орган 16 в., помещенный в обильно украшенные резьбой и позолотой хоры 17 в. А по правую руку от входа расположена боковая часовня Св. Зиты, популярной в Лукке святой. Её нетронутое мумифицированное тело покоится на парчовом ложе, в стеклянном саркофаге. На стенах часовни можно увидеть несколько картин 16—17 вв., изображающих эпизоды жизни святой.
Останки же епископа Фредиано покоятся под главным алтарём 16 в. Массивный каменный монолит расположен с левой стороны от алтаря (вероятно, он также был перемещен сюда из амфитеатра Лукки, но местная легенда гласит, что камень чудесным образом доставил в город сам св. Фредиано, чтобы использовать его как алтарную ступеньку).
Часовни
В прочих капеллах храма тоже есть на что поглядеть. В часовне Трента, что в левой галерее, помещен резной полиптих 15 в. работы Джакопо-делла-Кверчиа и его ученика Джованни-да-Имола, изображающий Мадонну с младенцем. У алтаря стоит римский саркофаг с телом св. Ричарда-паломника, английского «короля» (из Уэссекса), который скончался в Лукке в 722 г. во время паломничества в Рим. Легенда называет его отцом святых Виллибальда, Виниблада и Вальпурги. На мраморном полу также помещена надгробная плита Лоренцо Трента и его супруги, вероятно, также работы Джакопо-делла-Кверчиа.
Из всех других часовен особенно выделяется часовня Креста. В ней можно увидеть фрески работы Амико Аспертини (1508—1509 гг.), которые не так давно восстанавливались. На голубом своде изображён Господь в окружении ангелов, пророков и прорицательниц. Над алтарем можно увидеть роспись 17 в., сработанную неизвестным художником и изображающую Спас Нерукотворный, св. Августина и св. Убальдо. На правой стене есть фреска с изображением св. Фредиано, который меняет течение реки Серкьо, пытаясь остановить наводнение. Рядом с ней стоит колонна, которая при ближайшем рассмотрении оказывается не колонной, а отличным примером техники граффити, создающей иллюзию трехмерной перспективы. На левой же стене можно увидеть фреску «Перемещение Спаса Нерукотворного из порта Луни в Лукку епископом Джованни». Останки этого епископа покоятся здесь же, в часовне.
Часовня Св. Анны была выстроена в 16 в., но росписи в ней датируются 19 в. На левой стороне от алтаря помещена работа Б. Рокки «Смерть св. Анны», над алтарём — «Св. Анна с ребенком» кисти Стефано Тофанелли, а справа от алтаря — «Рождество Богородицы» А. Секки.
Практическая информация
Адрес: piazza S. Frediano.