Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе
Эта церковь, освящённая в честь покровителя Равенны, названа в честь района города, в котором она находится, для того, чтобы отличать ее от другой базилики с тем же названием — Сант-Аполлинаре-Нуово. Базилика в Классе была выстроена в 16 в. на месте захоронения первого епископа города, св. Аполлинария. Здесь можно увидеть ранние мозаики периода правления императора Юстиниана, что выделяет базилику из ряда других «мозаичных» достопримечательностей города: это последние по времени создания из сохранившихся в Равенне мозаик. Базилика в числе других семи раннехристианских построек входит в число объектов Всемирного наследия.
Как и базилику Сан-Витале, эту церковь строили на средства частного лица — греческого ростовщика. В 549 г. строительство было завершено, но только после того, как в процессе случайно были обнаружены мощи святого. Так как новая базилика находилась за пределами городских стен, из соображений сохранности мощи переместили в Сант-Аполлинаре-Нуово в 856 г., и обратно они были возвращены только почти 900 лет спустя. Сегодня мощи помещены в главный алтарь.
В архитектурном плане эта базилика представляет собой внушительное кирпичное здание, длинное и узкое, отделанное снаружи двойными арками в стиле лангобардов. Длина постройки превышает 55 м, ширина — более 30 м. К церкви примыкает внушительная колокольня-кампанила высотой 37,5 м.
Внутри базилика поделена на три нефа колоннадами с дюжиной колонн с каждой стороны. Капители колонн декорированы византийцами растительными мотивами. Колонны смотрятся особенно красиво благодаря серому цвету мрамора, который везли сюда специально для этого из Греции.
На аркаде, которую держат колонны, размещаются фрески-медальоны с портретами епископов Равенны. Пол базилики когда-то был сплошь мозаичным, но теперь следы той отделки можно увидеть только в нескольких углах.
Замечательные мозаики базилики создавались с 6 по 9 вв. и украшали её интерьер, по-видимому, повсеместно. Но после того, как город захватили венецианцы, похозяйничавшие внутри церкви, из всех мозаик остались только те, что были в апсиде. Тем не менее и они представляют собой бесценное наследие Равенны. По этим мозаикам хорошо видно, как изменялись в течение веков и техника, и взгляды на символический смысл отделки церквей. Мозаики Сант-Аполлинаре-ин-Классе более плоские, более схематичные, нежели, к примеру, в Сан-Витале. При этом в них использовались без экономии довольно драгоценные материалы: мрамор, самоцветы, золото и разноцветные куски стекла.
Сюжеты мозаик также нетипичны для византийских: к примеру, в апсиде можно увидеть картину Преображения Господня, в которой Спасителя символизирует отделанный самоцветами крест. Помимо евангельских сюжетов в разных частях базилики можно также найти сцены на сюжеты из Ветхого завета. Поздняя мозаика фронтона также довольно необычна: 12 апостолов изображены на ней в образе овец.
Крипта, где были обнаружены мощи св. Аполлинария, находится под главным алтарём церкви. Сюда можно спуститься и осмотреть раку — правда, уже пустующую и к тому же не оригинальную, а начала 16 в. Другие ценности базилики — это прекрасно сохранившиеся мраморные саркофаги, по большей части принадлежащие епископам Равенны. Многие из них обильно украшены тонкой резьбой: к примеру, саркофаг епископа Фёдора с многочисленными растительными мотивами.
Практическая информация
Адрес: Via Romea Sud, 224.