Базилика Св. Николая в Бари

Базилика-ди-Сан-Никола в Бари имеет огромное религиозное значение не только для Европы, но и для христианского мира вообще. Это популярное место паломничества как для адептов римско-католической веры, так и для православных из Восточной Европы. Впечатляющий храм был выстроен в 1087—1197 гг., во время итало-норманского владычества над Апулией, которая раньше была подчинена Византии. Основание церкви было связано, как это ни печально, с не очень благовидным актом, сильно напоминающим воровство. В то время мощи св. Николая пребывали в первом храме этого святого в Мире (нынешняя Турция). Когда Мира перешла в руки сарацин, некоторые увидели в этом официальный повод переместить мощи святого в более надёжное место, а потом и оставить там.

Согласно официальной легенде, святой проходил Бари на пути в Рим и выбрал именно этот город для того, чтобы быть здесь похороненным. В эту историю поверили не все, и долгое время Венеция соперничала с Бари за право обладания мощами. Последний победил, и прямо под носом у хранителей-греков и их хозяев-мусульман в 1087 г. реликвия была в сохранности доставлена в Бари.

Для хранения мощей была выстроена новая церковь, и папа Урбан II присутствовал на освящении ее крипты в 1089 г.

Основание церкви было связано, как это ни печально, с не очень благовидным актом, сильно напоминающим воровство.

Церковь в целом представляет собой квадрат в плане и больше похожа на замок, нежели на храм. Это впечатление усиливают две невысокие массивные башни, которые обрамляют фасад. Собственно говоря, храм и выполнял функции укреплённого замка несколько раз на протяжении истории.

Внутреннее пространство церкви поделено на неф и два придела, отделённых от него гранитными колоннами и пилястрами. Пресвитерий отделён от остальной части тремя арками, которые созданы колоннами явно византийского стиля. Над галереями находится «матронеум» — приподнятая галерея-трибуна для женщин, которая выходит в неф. Всё в целом представляет собой конструкцию, подобной которой до строительства этой базилики в мире не существовало и которую впоследствии стали часто повторять при постройке других церквей в регионе.

Внутри базилики Св. Николая можно увидеть одну из наиболее примечательных романских скульптурных работ во всей Южной Италии. Это кафедра (точнее, епископский трон), которая была доделана в конце 11 в. для первого епископа Бари, Элиаса. Кроме того, в крипте и пресвитерии можно увидеть драгоценные мозаики. Также мозаикой украшен цибориум, самый старый во всем регионе. Его поддерживают четыре колонны, отделанные мифологическими фигурами и изображениями животных. А в крипте с её 26 колоннами, увенчанными капителями византийского и романского стилей, хранятся, собственно, мощи святого.

Также в церкви находится мраморная гробница Боны Сфорцы (16 в.), выдержанная в ренессансном ключе.

Базилика реставрировалась в конце 13 в., затем в 1456 г. и в 17 в. В ходе последней реставрации 20 в. большую часть позднейших барочных добавлений убрали, оставив только деревянное оформление сводов, которое обрамляет картины кисти Карло де Роза.

Сегодня при церкви работает музей, в коллекции которого собраны драгоценные предметы искусства, включая коллекцию подсвечников 12 в., подаренных храму королем Карлом I Анжуйским.

Майский праздник св. Николая и базилика святого в Бари

Праздник, посвящённый св. Николаю, отмечается 6 декабря. В этот день из гробницы собирается миро, которое, согласно поверью, источают мощи. Контейнеры с этим миром рассылают по всему миру, и верующие сообщают о многочисленных чудесах, которые происходят с теми, кого им помажут.

Для православных 6 декабря юлианского календаря переносится на 19 декабря по григорианскому, так что по сути в храме св. день отмечают два раза, один ничуть не менее пышно, чем другой. Кроме того, РПЦ традиционно отмечает 9 (22) мая день перемещения мощей из Миры в Бари.

Практическая информация

Адрес: Largo Abate Elia, 13.

Жемчужины Апулии
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх