Кафедральный собор Сан-Мартино

Строительство кафедрального собора в Лукке было начато в 1063 г. епископом Ансельмом (впоследствии — папой Александром II). Этот римско-католический собор представляет собой выдающийся архитектурный шедевр, хотя и несколько неоднородный внешне в силу возраста и многочисленных доработок. Особое внимание стоит обратить на многоарочный центральный фасад и мощную прямоугольную колокольню. 

От первоначальной постройки, по сути, осталась только эта самая колокольня вместе с большой апсидой. Неф и трансепты перестраивались в готическом стиле в 14 в. Западный (центральный) фасад начал строить в 1204 г. Гвидо Бигарелли из Комо, и он состоит из широкого портика с великолепными большими полукруглыми арками, над которым высятся три яруса открытых галерей со скульптурами и колоннами.

Существует легенда, объясняющая, почему все колонны западного фасада отличаются друг от друга. Согласно преданию, когда пришло время декорировать колонны, жители города объявили конкурс на самую красивую. Каждый художник оформил свою колонну по-своему, после чего хитрые горожане просто использовали все представленные на суд образцы в качестве рабочих вариантов — и таким образом получили разношёрстную, зато бесплатную колоннаду.

Святой лик Лукки — это распятие из тёмного кедра с фигурой Христа, которое, согласно легенде, было вырезано современником Спасителя, Никодимом, и чудесным образом перенеслось в Лукку в 782 г.

Во время осмотра собора снаружи стоит обратить внимание ещё на один интереснейший элемент оформления. Это рельефное изображение на правом столбе портика. Изображение, созданное, как полагают, в 12—13 вв., представляет собой лабиринт круглой формы. Особую значимость лабиринту придаёт предположение, что он предшествовал созданию знаменитого лабиринта Шартрского собора (хотя именно Шартрский стал впоследствии типовым).

Надпись на латыни поясняет: «Это лабиринт, построенный Дедалом Критским; все, кто входил туда, терялись, кроме Тезея, которого вывела нить Ариадны».

Внутри же, в нефе, в небольшой восьмиугольной часовне, хранится наиболее ценная реликвия города: святой лик Лукки (то есть святой лик Иисуса). Это распятие из тёмного кедра с фигурой одетого в колобиум Христа, которое, согласно легенде, было вырезано современником Спасителя, Никодимом, и чудесным образом перенеслось в Лукку в 782 г. Часовню, в которой находится распятие, выстроил в 1484 г. Маттео Цивитали, наиболее знаменитый скульптор Лукки периода раннего Возрождения.

Гробница Иларии-дель-Карретто работы Джакопо делла Кверчиа из Сиены представляет собой самую раннюю работу скульптора из дошедших до наших дней. Саркофаг был создан им в 1406 г. по заказу супруга покойной, Паоло Гуиниджи, правителя Лукки.

Дуомо в Лукке

В числе других предметов искусства мирового значения, которые можно увидеть в соборе, — «Мадонна с младенцем и св. Петром, Клементом, Павлом и Себастьяном» работы Доменико Гирландайо; «Поклонение волхвов» Федерико Цуккари; «Тайная вечеря» кисти Джакопо Тинторетто и, наконец, «Мадонна с младенцем» Фра Бартоломео, написанная в 1509 г.

Практическая информация

Адрес: piazza Antelminelli.

Время работы: по будним дням с 9:30 до 17:45, в субботу с 9:30 до 18:45, в воскресенье с 9:00 до 10:15 и с 11:30 до 18:00.

Жемчужины Тосканы
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх