Перевал Кату-Ярык
Кату-Ярык — один из символов Горного Алтая: именно его фото чаще всего красуются в рекламе региона. И это тот случай, когда ожидание и реальность совпадают — он действительно такой, как на картинках. Бывалые водители, проезжавшие перевал, говорят, что никакой другой серпантин в мире даже рядом не стоял (по крайней мере, из тех, где им приходилось побывать). Обозреть Кату-Ярык со смотровой площадки — обязательный пункт в программе каждого новенького туриста в здешних краях.
Как добраться
Кату-Ярык находится в Улаганском районе Республики Алтай. Доехать до него — уже приключение. В поселке Акташ с Чуйского тракта нужно свернуть на указателе на Улаган (Улаганский тракт) и ехать примерно 50 км до этого населенного пункта. Дорога хорошая, почти везде асфальт, не считая нескольких участков.
Дальше становится уже не так радужно: от Улагана до села Балыктуюль начинается грунтовая дорога — 16 км тряски, крупных камней и «стиральной доски». Путь от Балыктуюля до Кату-Ярыка ничем не лучше, такая же грунтовка. Вполне, впрочем, проходимая даже для легковушек с низким клиренсом — без ям и колдобин.
До Кату-Ярыка можно купить экскурсию — возят как на обычных «буханках», так и на комфортабельных внедорожниках. Довезут практически из любого населенного пункта или турбазы, вопрос цены. Самые демократичные тарифы — из Улагана.
Что посмотреть
Рядом с перевалом стоит турбаза с симпатичным кафе, где можно посидеть на террасе и полюбоваться сногсшибательными видами гор. Дальше находится смотровая площадка, откуда Кату-Ярык открывается во всей красе. Есть пара столовых с местной кухней, ларьки с едой и кофе.
Внизу перевала есть турбаза, где можно остановиться на ночь. Там нет мобильной связи, свет дают от генератора на несколько часов в день, а домики самые простые. Но туристы готовы это терпеть ради единения с природой.
Спускаться на своем авто или нет?
Хотя и ходят байки о том, что местные гоняют по Кату-Ярыку чуть ли не на «Оке» с закрытыми глазами, опыт десятков водителей игнорировать все же не стоит. «Штурмовать» перевал нужно только на подготовленном автомобиле. На седанах, городских «авто», малолитражках ехать опасно: часты случаи серьезных поломок.