На склонах и у подножия Акрополя
На склонах и у подножия Акрополя уютно расположился микрорайон Плака, по праву признанный комплексом традиционных городских кварталов греческой столицы.
Плака — это волшебное сплетение архитектурных стилей, образующее безмолвную летопись многовековой истории города. Древняя и Римская площади, жилые дома периода Оттоманского присутствия с их помещениями «хаят» в сердце строений, традиционная греческая архитектура, подобная тем, которые мы встречаем в эпоху классической Эллады и, конечно, неоклассика — в Плаке можно встретить, пожалуй, все самые значимые архитектурные стили Античности.
Афинская Агора, раскинувшаяся у подножия северо-западной части Акрополя, открывает прогулку в глубину веков, начиная свой отсчет со времен неолита и Микенского периода. Дошедшие до наших дней сооружения Агоры повествуют о политической, экономической и повседневной жизни древнего города, богах-покровителях и жертвоприношениях в их честь.
Ход Панафинейского шествия, бравший свое начало от Дипилонских врат и ведущий на Акрополь, являл собой центральную дорогу древних Афин.Раз в четыре года, в период празднования Больших Панафиний, по этой улице осуществлялось ритуальное шествие с облачением деревянного аксона богини Афины в пеплос в финальной его части у храма Эрехтейон на Акрополе. В разной удаленности от Панафинейского хода расположились алтарь 12 богов, храмы Зевса, Аполлона и Реи, Ректорат и здание Парламента, Суд, Копейный двор, многочисленные Портики и фонтаны.
Но наиболее сохранившиеся здания Агоры относят нас к эпохе Классики – это святилище Гефестион, а также к Средне-Византийскому периоду, представленному небольшим храмом, возведенным, как и большинство церквей того периода, на средства одного из состоятельных граждан Афин.
Одним из ярких архитектурных «представителей» Римской площади считается Башня ветров – свидетель уровня научной мысли того времени в области астрономии. Восьмиугольная, пенделийского мрамора башня с барельефами, несущими персонифицированые изображения основных ветров, являет собой древнейший в мире метеорологическую и измерявшую время обсерваторию.
Одна из многочисленных улиц Плаки, извиваясь меж хаотично рассыпанных кафетерий, ресторанчиков, магазинчиков и жилых домов, поднимается вверх по склону Акрополя, врезаясь в миниатюрный квартал в стиле Кикладских островов.
Призываемые первым королем свободного государства, в Афины съезжается люд разных профессий и, в частности, строители с маленького островка Анафи. Занятые на строительных работах в центре горола, кикладские мигранты нелегально устраивают свои жилища на склоне Акрополя в привычном им островном стиле – крохотные особняки максимальной площади 36 кв. м. с незначительным пространством между ними.
Невероятно узкая улочка с многочисленными ступенями, заботливо выкрашенными в белый цвет, выводит к зданию первого в Греции университета, названого впоследствии в честь президента Греческой республики – Иоанниса Каподистрия.
Район Плака может похвастать не только своей роскошной неоклассикой и многовековой традицией, но и достойным числом византийских церквушек, относящихся к периоду экономического расцвета Афин в эпоху правления династии Комнинов. Ярким представителем считается церковь святого Николая Рагава с ее пестрящей узорами кладкой, бегущими по периметру лентами дентикулы и манящими своей таинственностью орнаментами. Апогеем прогулки по Плаке становится Афинский Ареопаг, где в 51 году н. э. впервые Апостолом Павлом была произнесена речь, ставшей началом христианизации древнего города.
Эллиниади Афина, археолог