Известный с 12 века северный форпост России на берегу Белого моря, город Северодвинск — жемчужина Русского Севера. Промышленный и культурный центр в устье Северной Двины, бывший некогда закрытым городом, сегодня стал популярным туристическим направлением. Сюда едут, чтобы полюбоваться северным сиянием, сфотографироваться на пляже на фоне всплывающей подводной лодки и прикоснуться к истории в Никольском соборе древнего Николо-Корельского монастыря.
История Северодвинска
Еще в 12 веке в земли, что в устье Северной Двины, пришли первые русские переселенцы. Спасаясь от набегов хана Батыя, они покидали разоренные южные земли и уходили на север, заселенный финно-угорскими племенами. Так и появились поморы — мужественный народ, живущий на самом краю света. Русский историк Василий Никитич Татищев в своем труде «История Российская» так определяет границы Поморья: «Весь север России вдоль Белого моря от финской границы вплоть до Уральских гор».
Красота полуостровов Рыбачий и Средний-тур за настоящими эмоциями
Териберка с морской прогулкой и возможность увидеть китов
и древняя сила Ловозёрских тундр
Выбирайте маршрут и отправляйтесь туда, где природа говорит громче слов.
Англичанин Ричард Ченслер
В Северодвинске на острове Ягры есть улица Ричарда Ченслера. Это капитан британского судна, что бросило якорь в этих местах в 1553 г. Его команда искала северный путь из Европы в Азию и пришвартовалась у поселка Ненокса. Капитан Ченслер был настолько поражен суровой красотой Русского Севера, что отправился санным путем в Москву, на встречу с Иваном Грозным. Русский царь по итогам этой встречи повелел впервые в истории русского государства установить дипломатические отношения с Великобританией. В результате в Лондоне появилась «Московская компания», а сам Ричард Ченслер вскоре стал послом Великобритании при царе Иване Грозном.
Первая якорная стоянка для разгрузки английских морских судов появилась на острове Ягры, рядом с заново отстроенным Николо-Корельским монастырем. Этот порт англичане стали называть «Святой Николай», а Северодвинск стал дипломатическими воротами молодого российского государства.
Как добраться
До Архангельска на самолете или поезде, оттуда до Северодвинска 46 км. Между городами интенсивное автобусное движение: уехать можно в любое время с раннего утра до позднего вечера. Также курсируют электрички, но они делают много остановок, поэтому путь длиной в 46 км растягивается на 1,5 часа и более.
Что привезти
Традиционно везут из Северодвинска морские деликатесы: крабов и крабовое мясо, палтус, креветок, икру и красную рыбу лососевых пород. В долгую дорогу лучше всего взять с собой консервированную морскую продукцию: филе тунца и кальмара, пресервы из трески, филе морского гребешка. Особо ценится салатное мясо краба, языки и щеки трески.
Также популярны подарки, связанные с производством подводных атомных лодок: модели кораблей, часы и барометры. Наконец, распространены деревянные птицы счастья — так называемые поморские голубки.
Что попробовать из местной кухни
В Северодвинске обязательно стоит продегустировать экзотическое, но очень вкусное блюдо — морского вяленого ерша. Местный копченый морской окунь выше всяких похвал. Не забудьте про вяленую корюшку и форель холодного копчения. Еще один местный специалитет — рыбник. Закрытый пирог наподобие кулебяки, который делают из палтуса или смеси разных рыб.
Достопримечательности Северодвинска
Северодвинск — уникальный город с необычными достопримечательностями.
Николо-Корельский монастырь
Николо-Корельский мужской монастырь — одна из главных достопримечательностей Северодвинска. Он упоминается в русских летописях с 1419 г., когда был сожжен норвежскими викингами. Находится обитель на берегу Никольского устья Северной Двины, это примерно в 35 км от Архангельска. Люди начали селиться здесь, основав поселок, который спустя столетия и стал городом Северодвинском.
Сожженный и разоренный норвежцами монастырь лежал в руинах, но в 1471 г. снова был упомянут в летописях. Согласно тексту, во время охоты на зверя в Белом море утонули 2 отрока: Антон и Феликс. Это были сыновья Марфы Борецкой, или Марфы-Посадницы. Их похоронили на погосте монастыря, а убитая горем мать на собственные деньги восстановила сожженный 50 лет назад монастырь, построила церковь Святого Николая и передала ему в собственность часть своих земель, а также солеварню и рыбные промыслы.
В начале 17 века в Николо-Корецком монастыре появилась тюрьма, где власти держали своих противников, не согласных с политикой государства и церкви. Позже сюда же попали 12 мятежников с Соловецкого архипелага, они провели несколько лет в подвалах монастыря. А в конце 18 века в монастырскую тюрьму был отправлен Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский, за выступление против политики ограничения церковной власти Екатериной II.
В 1933 г. случилась новая беда: в купола ударила молния и монастырь серьезно пострадал от пожара. Спустя 3 года его колокола были разрушены большевиками. Лишь в 2009 г. завершилась капитальная реставрация: у монастыря появились новые купола и кресты. Все эти работы были выполнены за счет пожертвований.
Старейший в России колесный пароход «Николай Васильевич Гоголь»
Речной круиз на колесном пароходе 1911 г. постройки? В Северодвинске нет ничего невозможного. Увидеть все красоты Северной Двины можно с палубы колесного парохода «Н. В. Гоголь». Это старейшее пассажирское судно в стране и настоящий памятник судостроения времен Российской империи. На нем можно отправиться в путешествие до Архангельска и прямо с воды, под шум гребных колес, рассмотреть не только сам Северодвинск, но и Архангельск: Морской вокзал, гостиный двор и Красную пристань, Михаило-Архангельский собор.
Легендарный пароход был построен в 1911 г. на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде специально для Северного пароходного общества «Котлас-Архангельск-Мурманск» и уже в этом же году начал трудиться на маршруте «Архангельск — Вологда». В гражданскую войну он был плавучим госпиталем и перевозил военную технику и солдат, а перед самой Великой Отечественной войной был отправлен на капитальный ремонт, где ему заменили корпус. Во время ВОВ «Гоголь» трудился на маршруте «Архангельск — Великий Устюг». После очередной реконструкции в 90-х гг. пароход стал туристической достопримечательностью и единственным колесным пароходом России.
Узкоколейная Кудемская железная дорога
Северодвинск — один из немногих городов, где можно прокатиться по узкоколейной железной дороге. Ее колея — всего 75 см, раньше такие железнодорожные ветки были протянуты в леспромхозах и торфодобывающих предприятиях. До наших дней сохранились лишь редкие ветки, в основном все рельсы были разобраны местными жителями. Действующая Кудемская узкоколейная железная дорога начинается в Северодвинске на станции Водогон, что на западной окраине города, и заканчивается у поселков Палозеро и Белое Озеро. Пассажирским составом можно доехать до Белого Озера, а дальше — только мотодрезиной, которую можно арендовать у местных жителей. Сохранились и старые лесные ответвления Кудемской узкоколейки, но они заросли травой и кустарником и используются нечасто из-за плохого состояния полотна.
Ягринский сосновый бор
Жемчужина Северодвинска — природный заповедник Ягринский сосновый бор. Это особо охраняемая природная территория на севере острова Ягры, где величественные сосны растут на песчаных дюнах в устье Северной Двины, вдоль Летнего берега Белого моря.
Остров Ягры сравнительно молодой, как считают геологи. По их оценке, он возник примерно 1500 или 2000 лет назад из песка, нанесенного морем. Сегодня это самое популярное место отдыха северодвинцев. На самом побережье Белого моря в Двинском заливе протянулся самый настоящий южный песчаный пляж, рядом с ним — сосновый бор, возраст деревьев в котором примерно 200 лет.В Ягринском бору сохранился даже артефакт ледникового периода — ольха черная, которая росла на границе вечных льдов и тундры. Ягринский бор — уникальный природный парк, в котором редкие виды флоры и фауны сосуществуют с людьми. Здесь можно отдыхать, заниматься спортом и даже купаться в жаркие дни.
Северодвинский городской краеведческий музей
Место, которое обязательно стоит посетить. Музей истории Северодвинска, основанный в 1970 г., сегодня стал одним из крупнейших муниципальных музеев Архангельской области и всего Русского Севера. Каждый год его посещают около 30 тыс. человек.
Здесь можно послушать о древних традициях поморов, узнать историю старинного села Ненокса, бывшего в 16–17 вв. центром солеварения. Кстати, филиал музея находится в селе Ненокса — там открылся настоящий музей соли в старинном солевом амбаре.
В отдельных залах — вся история Северодвинска: от первых пятилеток до современной «закрытой» промышленности города — строительства подводных лодок.
Интересное о России и не только
Судостроительный завод
В 1936 г. в Северодвинске по решению Политбюро началось строительство «Завода № 402» для нужд северного военного флота СССР. Для масштабной стройки остро не хватало рабочих, и летом 1938 г. продолжение строительства поручили НКВД. Временный поселок рабочих «Судострой» переименовали в «Молотовск», а на острове Ягры появились первые лагпункты Ягринлага. Перед войной здесь жили и работали 31 тыс. заключенных, среди которых — инженеры, судостроители. В конце 1939 г. новый завод начал сборку первого военного судна.
В военные годы «Завод № 402» обеспечивал северный флот миноносцами, морскими охотниками и морскими боеприпасами — глубинными бомбами, корабельными снарядами. Во второй год войны к судостроительному заводу подвели железную дорогу и он стал принимать морские караваны с военной техникой по ленд-лизу от союзников. Сюда же шел печально известный караван PQ-17, почти полностью уничтоженный гитлеровскими подлодками. До Северодвинска дошли лишь несколько судов огромного каравана.
В 1959 г. «Завод № 402» сменил название на «Севмаш» и начал производство атомных субмарин, а основанный в 1946 г. судоремонтный центр «Звездочка» занялся их ремонтом. Сегодня на этих предприятиях работают около 40 тыс. жителей Северодвинска.
Погода в Северодвинске
- 9 июняпонедельник+18 °+13 °
- 10 июнявторник+16 °+11 °
- 11 июнясреда+15 °+10 °
- На 10 днейСмотреть





