Транспорт Праги: трамваи, метро, автобусы и проездные
Прага — хрестоматийный пример организации системы общественного транспорта. Огромная сеть автобусных, трамвайных маршрутов и метро словно паутина расползается по всему городу, позволяя его жителям тратить на поездки от дома до работы минимум времени. Итог — порядка 80 % пражан регулярно пользуются общественным транспортом, а на узких улочках исторического центра практически не бывает пробок. Не отстают от них и туристы, благо и логистика, и система проездных в столице Чехии не ломают голову даже тем, кто не знает языка и редко ездит на ОТ.
Система проездных в Праге
Проездные билеты в Праге классифицируются по времени действия. «Езденка» на 30 минут стоит 24 CZK, на 90 — 32 CZK. Проездной на сутки обойдется в 110 CZK, на 3 дня — в 310 CZK. Это цены для тех, кому от 15 до 70 лет, для остальных — в 2 раза дешевле. Билет действителен в автобусах, трамваях, метро, на паромах и в пригородных поездах, обозначенных буквами S и R. Талончики нужно компостировать в валидаторе (небольшие коробки желтого цвета в салоне наземного транспорта или у входа на платформу станции метро) — на квитке отпечатаются дата, время и место отметки. Билет нужно прокомпостировать один раз и хранить до конца поездки/периода его действия. Штраф за безбилетный проезд — 800 CZK. Для проверки оплаты контролеры заходят в салон транспортного средства, в метро — дежурят у эскалатора, в переходах и иногда входят в вагоны. Кстати, формы у них нет.
Прага за 2-3 дня: успеть все за уикенд | Карлов мост, Пражский град, еда, пиво и не только:
Метро
Пражский метрополитен состоит из трех линий: «A» — зеленая, «B» — желтая и «C» — красная, общей протяженностью 62 км с 61 станцией (на 2018 г.) Зеленая линия — основная, так как вдоль нее расположены главные достопримечательности и по ней удобнее всего добираться до аэропорта. Ежедневно подземкой пользуется более 1 млн пассажиров, в то время как живут в Праге 1,2 млн человек. Расстояния между станциями короткие, путь от конечной до центра займет всего 20—25 минут.
Три пересадочные станции в центре — это Mustek (пересечение «А» и «B»), Muzeum («A» и «C») и Florenc («B» и «C»). Переходы между станциями обозначены удобной навигацией — пересадка займет не больше 5 минут. Поезда начинают ходить примерно в 5:00 и заканчивают около полуночи. Составы прибывают на станцию каждые 3 минуты в часы пик и 5—10 минут в остальное время и по выходным. На табло над путями отображаются конечная станция линии и время до прибытия следующего поезда. Все станции оборудованы эскалаторами, а две трети оборудованы всем необходимым для людей с ограниченными возможностями.
Автобусы Праги
Не самый популярный у пражан вид транспорта, пользуются им разве что там, где не ходят трамваи. Городские автобусы обозначены номерами 100—299 и 901—915, расписание есть на всех остановках.
Также в Праге действует сеть ночных автобусов: №№ 501—513. Ночью транспорт ходит раз в 30 минут или в час. На автобусных маршрутах периодически встречаются остановки по требованию (NA ZNAMENI). Если нужно выйти на такой остановке, следует заблаговременно нажать кнопку STOP.
С Центрального автовокзала Флоренц (Florenc) на одноименной станции метро ежедневно отправляются десятки экскурсионных, пригородных и междугородних автобусов.
Трамваи
Прага — город трамваев, которые впервые появились здесь еще в 1875 г. Несмотря на строительство новых станций метро, количество линий и вагонов продолжает расти. Сегодня горожан обслуживают 24 дневных маршрута. Туристам будут интересны №№ 7, 9 и 22 - они проходят мимо основных достопримечательностей, включая Пражский Град. Общая протяженность путей — около 500 км. Ежегодно трамваи перевозят порядка 500 млн пассажиров. Как и у автобусов, у трамваев есть 9 ночных маршрутов №№ 91—99 с увеличенным интервалом движения (после 23:00 он может быть увеличен до 20 минут). Маршруты всех ночных трамваев проходят через центральную остановку Lazarska, где можно пересесть на нужный маршрут и доехать в любую точку Праги.
Удивительный трамвай № 23
Как и положено крупному туристическому центру в Праге есть автобусы Hop-On — Hop-Off, (экскурсионные автобусы с аудиогидом, которые можно покидать или садиться на них на любой остановке). Правда, суточный билет стоит 630 CZK. Но можно очень сэкономить и потратить деньги на что-нибудь другое, ведь в городе есть Hop-On — Hop-Off трамвай! На самом деле, это обычный трамвай № 23. Просто его подвижной состав состоит из легендарной модели «Татра Т3», а маршрут проходит через главные достопримечательности города — от Вацлавской площади до Пражского Града. Стоимость билета такая же, как и на обычном маршруте — 32 CZK за 90-минутный проездной и 110 CZK — за суточный.
Первая интересная остановка — Национальный театр, прекрасный памятник архитектуры, который чехи строили всем миром. Затем трамвай пересекает мост Легионов — за окном открывается роскошная панорама Влтавы и Стршелецкого острова. Попав на западную часть Праги, можно выйти на остановке «Уезд». Рядышком — Петршинский холм, на который можно подняться на фуникулере. Следующая остановка «Малостранская площадь». Вернувшись на 100 м назад и повернув налево, можно попасть на Карлов мост. Через пару минут — Пражский Град, откуда до главного замка чешской столицы всего несколько сотен метров. Остановка «Бруснице» для тех, кто хочет увидеть знаменитую Злату Улочку. Маршрут заканчивается «Похозелецем». Рядом музеи миниатюр и Кеплера. А еще отсюда одно удовольствие медленно спускаться к Пражскому Граду. Трамвай № 23 ходит 2 раза в час и только до 18:00—19:00 и 4 раза в час — в выходные.«Исторический» трамвай № 41
Еще один популярный у туристов маршрут — № 41, так называемый «исторический» или «ностальгический». Правда, ходит трамвай только с апреля по ноябрь. Отправление — из депо Vozovna Stresovice по адресу Patockova 460/4, Praha 6 (добраться можно трамваями №№ 1, 2, 18, 25; 56, 57). Уточнить подробный маршрут можно здесь.