Метро Стамбула

Стамбул — крупнейший город Турции и важный туристический центр страны. На сегодняшний день его транспортная система состоит из автобусов, трамваев, фуникулеров, паромов и метро. Причем подземка в последние годы развивается стремительными темпами. И пусть маршрутная сеть окончательно сформируется лишь через несколько лет, уже сегодня стамбульский метрополитен считается самым удобным городским пассажирским транспортом. В том числе и для туристов.

Стамбульское метро — это быстрый, недорогой и фотогеничный способ добраться до самых интересных локаций.

Зачем туристу метро в Стамбуле

У 17‑миллионного мегаполиса 3 транспортные стихии: паромы, автобусы и подземка. Последняя — самая предсказуемая: в 2025 г. сеть насчитывает 11 полноценных линий, покрывающих 2 континента, и перевозит более 3 млн человек в день в пиковые даты. Кондиционеры, сквозные вагоны и универсальная Istanbulkart делают метро главным антидотом против пробок и завышенных таксометров.

О метро Стамбула

Стамбульское метро хоть и сравнительно молодое, но его история уходит корнями в начало 20 века: первые идеи подземки появились еще в 1912 г., когда проектом занялись французские инженеры. Однако реализация оказалась крайне сложной — город стоит на 2 континентах, рядом с морем, в зоне сейсмической активности и буквально на слоях древней Византии. В итоге строительство полноценного метро пришлось отложить, а первым подземным транспортом стал фуникулер, запущенный еще в 1875-м. Деревянные вагоны на паровой тяге соединили 2 важных деловых района — нынешние Бейоглу и Каракёй. Этот фуникулер стал прототипом будущего метро и до сих пор работает.

Фуникулер 1875 г. — второй по возрасту городской тоннель в мире после лондонского метро.

Полноценная сеть запустилась лишь к концу 20 века: в 1989 г. открылась линия M1 (Yenikapı — Atatürk Havalimanı), положив начало современной эре рельсового транспорта.

  • Поезд на станции, метро Стамбула
    Метро Стамбула, Турция Matyas Rehak, Shutterstock
    /8q/g3/8qg33hqm6acc0scwgs0o40sk0.jpg

Сегодняшнее метро Стамбула — это высокотехнологичная транспортная система. Оно рассчитано выдерживать землетрясения мощностью до 9 баллов. На линиях М5, М7 и М8 курсируют полностью автоматизированные беспилотные поезда. А линия М11 считается самой быстрой в Европе — здесь составы развивают скорость до 120 км/ч.

Всего работает около 320 км путей: метро + городская электричка «Мармарай», трамваи, фуникулеры, канатная дорога «Телеферик» и метробус — автобус, курсирующий по выделенной полосе. А самой молодой веткой является M11 Gayrettepe — İstanbul Airport (первая очередь открылась в 2023‑м, продление до Gayrettepe — январь 2024 г., дальше линия тянется к Halkalı и полностью замкнется до конца 2025‑го).

В планах муниципалитета — запустить линии M12 (Üsküdar — Çekmeköy — Sultanbeyli) и M13 (Söğütlüçeşme — Yenidoğan) к концу 2026 г., доведя долю рельсового транспорта в общем пассажиропотоке до 50 %.

Карта метро Стамбула

На апрель 2025 г. функционируют линии M1A/B, M2, M3, M4, M5, M6, M7, M8, M9 и M11. Европейская сторона «забирает» 6 веток, азиатская — 3, а туннель Marmaray под Босфором стыкует их с пригородной сетью. Официальная цветная схема доступна в приложении Metro İstanbul и на всех станциях. Также скачать схемы линий метро и трамваев можно на сайте.

  • Карта метро Стамбула
    Карта метро Стамбула Ceyhun Marim, Shutterstock
    /ef/hc/efhcrhvjbe0ook0c0484kkw0k.jpg

Главные линии метро в Стамбуле

М1 — пожалуй, самая популярная линия у туристов и гостей Стамбула. Если выйти на станции Zeytinburnu и сесть на скоростной трамвай Т1 в сторону Kabataş, можно попасть в исторический центр Стамбула Султанахмет.

А вот ветка M3 понадобится туристам вряд ли — она обслуживает спальную северо-западную часть города. M4 проложена по азиатскому Стамбулу, она соединяет популярный Кадыкёй с жилыми кварталами юго-востока. M5 тоже проложена к западу от Босфора — на ней работают составы без машинистов.

Поезда в стамбульском метро — современные и удобные: внутри работают кондиционеры, а навигация и объявления автоматизированы. Сами станции выполнены в сдержанном, лаконичном стиле.

Стамбул на 4 ночи на двоих в 5*(ВВ):

от 89 711 руб. (с перелётом) • от 35 334 руб. (без перелета)

Каппадокия + Анкара (гарантированный вылет) от 53 055 руб.

Новый год в Стамбуле от 48 213 руб.

Групповые и индивидуальные экскурсии Стамбул

Экскурсии Каппадокии

Большой выбор отелей, высокое качество, индивидуальный подход!

Средиземное море 7 ночей 5* от 41 727 руб./чел. «Все включено» с перелетом

Эгейское море 7 ночей 5* от 45 409 руб. руб./чел. «Все включено» с перелетом

Стамбул 6 ночей 4 * от 54 056 руб./чел. с перелетом и завтраком

Мы предложим Вам лучшее!

Комфортный отдых в Турции с RGB Tour!

Интересные станции

Вот несколько станций, которые пригодятся туристу для полноценного исследования города.

Osmanbey, М2

Выйдя на этой станции, можно отправиться на прогулку в тусовочные кварталы Шишли или на шопинг в крупный торговый центр Cevahir.

  • Вход на станцию метро, Стамбул
    Вход на станцию метро Osmanbey, Стамбул FOTMA, Shutterstock
    /72/vz/72vzps8an008cc448s8s0gckc.jpg

Taksim, M2

Сердце современной Европы: выйдя из поезда, тут же оказываешься на легендарной площади с монументом Республики. В трех шагах — пешеходная Истикляль, ретротрамвай и барный квартал Cihangir, где звучит все — от анатолийского рока до голландского техно.

Şişhane, M2

Поднимаетесь на эскалаторе — и выпрыгиваете у подножия Галатской башни. Переулки Каракёя тянут вниз к Босфору, а французский пассаж 19‑го века ласково приглашает на бранч с круассаном и турецким кофе. Арт‑галереи, дизайнерские лавки и стрит‑арт на каждом углу создают богемный вайб.

Haliç, M2

Станция‑мост над Золотым Рогом: из стеклянных вестибюлей видно весь Старый город. Отсюда пешком 10 минут до Сулеймание и Египетского базара.

Лучшее место, чтобы встретить закат: купола мечетей окрашиваются в медные оттенки — потрясающее зрелище.

Yenikapı, M1/M2 + Marmaray

Главный транспортный хаб: пересадка на морские паромы и поезд под Босфором. Чемоданов — больше, чем котов. Отсюда 15 минут пешком или на трамвае до Султанахмета (Голубая мечеть, Айя‑София). Атмосфера — «терминал без стресса»: кофе‑to‑go, объявления на 3 языках и самый широкий эскалатор в городе.

  • Станция метро в Стамбуле
    Станция метро Yenikapı в Стамбуле Bugra Kaan Ersoy, Shutterstock
    /79/5a/795aqz41tn0ookcgsc8g4sggs.jpg

Topkapı‑Ulubatlı, M1B

Первый же выход из метро уводит к византийским стенам и историческому музею‑панораме «1453». Здесь меньше туристов, больше зелени и атмосфера древнего Константинополя. Идеально для неспешной прогулки и фотосессии без толпы.

Интересное о Турции

Анталия и не только: свежие видео о Турции


Kadıköy, M4

М4 — розовая ветка, ведет до аэропорта Сабихи Гёкчен, работает ночью в выходные.

Станция Kadıköy — место притяжения молодежи: рыбный рынок, море граффити и стим‑панк‑кафе с кошками. От пирса отходят паромы на Каракёй и Бешикташ, поэтому район пульсирует 24/7. Обязательно попробуйте местный стритфуд: мидии прямо у станции.

Üsküdar, M5

Просторный променад смотрит на Девичью башню: можно прокатиться на катере или попить чай прямо под маяком. По утрам — чудесный рассвет, по вечерам туристы и местные кормят чаек симитами.

Yıldız, M7

«Королевский» выход к парку Йылдыз и отелям‑дворцам на Босфоре. Тенистые аллеи, дворец Йылдыз, рыбацкий рынок Бешикташ и музей фарфора — все в радиусе 5 минут. Станция новая, блестящая, с красивыми лифтами.

  • Дворец Йылдыз, Стамбул
    Дворец Йылдыз, Стамбул enesdigital, Shutterstock
    /52/hc/52hc6xljjbc4gkkoccgw0ow88.jpg

Kağıthane, M11/M7

Здесь соединяются две линии: из аэропорта (M11) и из Mahmutbey (M7). Вокруг — модные кофейни и ароматные булочные. Отличная точка пересадки, если хотите посмотреть, как живут местные хипстеры.

İstanbul Havalimanı, M11

Суперсовременная станция под терминалами нового аэропорта. Высота сводов более 20 м, информационные стойки с роботами, бесплатный и быстрый Wi‑Fi.

Стамбульский трамвай

Маршрут трамвая Т1 курсирует по самым известным туристическим локациям: пристань Кабаташ, Каракёй, пристань в Эминеню (можно добраться до пляжей Принцевых островов или в Кадыкёй), Султанахмет с Айя-Софией и Голубой мечетью, шопинг-сердце Стамбула Лалели и дворец Топкапы.

Электричка «Мармарай»

«Мармарай» соединяет европейскую и азиатскую части города через туннель под Босфором. Если на воде вас укачивает, это отличная альтернатива паромам, чтобы перебраться с одного берега на другой.

Учтите, что станции линии «Мармарай» могут иметь те же названия, что и станции метро, но это разные остановки, которые могут находиться далеко друг от друга и иметь отдельные входы. Чтобы не запутаться, ориентируйтесь по символам: вход в метро обозначен белой буквой M, а станции «Мармарай» помечены значком тоннеля и надписью Marmaray.

  • Вход на вокзал Сиркечи Мармарай, Стамбул
    Вход на железнодорожный вокзал Сиркечи Мармарай, Стамбул Kenan TALAS, Shutterstock
    /f4/n1/f4n13fkw7fso8sc4sg40gkgcc.jpg

Как добраться из аэропорта до центра

  • Новый аэропорт Стамбула (IST): садитесь на M11 İstanbul Havalimanı — Gayrettepe с пересадкой на M2 Taksim или M7 Beşiktaş/Yıldız. Время до Таксима — примерно 45 минут, поезда каждые 8–12 минут.

Стоимость метро в Стамбуле

Базовый тариф Istanbulkart Tam — 27 TRY. Пересадки внутри 2 часов стоят дешевле: вторая поездка 23,44 TRY, третья — 14,08 TRY и так далее. Студенты платят 13,18 TRY, а разовый жетон (jeton) обойдется в 40 TRY, при этом не дает скидок при пересадке. Цены на странице указаны на май 2025 г.

Платные пересадки на узловых станциях — еще одна особенность стамбульского метрополитена. Перед входом на все станции стоят турникеты.

Как оплачивать и где купить билет

Главный ключ к стамбульскому метро — Istanbulkart. Желтые автоматы Biletmatik стоят в аэропортах, на станциях метро, возле паромных пирсов и даже в некоторых супермаркетах. Карта продается пустой (130 TRY залог), пополняется наличными или картой. Меню автоматов можно переключить на русский язык.

Istanbulkart действительна на всех видах городского транспорта. Чтобы пополнить проездной, нужно приложить его к устройству и вставить купюры в приемник или банковскую карточку — в специальную прорезь. На экране отобразятся баланс и сообщение об успешном зачислении средств. Пользоваться Istanbulkart очень просто — нужно просто поднести ее к турникету.

Если забыли купить Istanbulkart, турникеты метро принимают бесконтактные Visa/Mastercard, выпущенные не в РФ, — но без скидок на пересадки, так что выгоднее все‑таки завести карту.

  • Турникет метро Стамбула
    Турникет метро Стамбула M.Nergiz, Shutterstock
    /31/aa/31aagyu7ricks8w4k8g0swkok.jpg

Жетоны для однократного проезда можно купить в автоматах, обозначенных надписью Jetonmatik.

Режим работы

По будням метро ходит с 6:00 до 00:00. Дневной интервал на центральных линиях — 4–5 минут (M1A, M2, M4, M5 работают каждые 4–5 минут в часы пик; у M11 интервал 8–12 минут).

Ночной режим: с 5:30 пятницы до 00:30 воскресенья за проезд взимают двойной тариф, поезда ходят с увеличенным интервалом.

Правила метро Стамбула

  • В поезде допускается еда и напитки только в закрытой таре, а распивать кофе на платформе нельзя.
  • Чемоданы везите свободно, если они не загораживают проход. Крупный багаж просвечивают на аэропортовых линиях.
  • Питомцы допускаются в переносках либо на коротком поводке с намордником.
  • Фото и видео можно снимать для личных целей; со штативом — только с разрешением Metro İstanbul.
  • На эскалаторах стойте справа, а если спешите — поднимайтесь по левой стороне: местные в этом вопросе строги.

Интересные факты

  • Самая длинная линия — скоростная M11: к апрелю 2025-го она тянется на 69 км, а с финальным участком Halkalı — Arnavutköy станет рекордной в Турции.
  • На линиях M5, M7 и M8 курсируют беспилотные поезда, полностью управляемые автоматикой, — пассажиры могут смотреть вперед через лобовое стекло, как будто находятся на месте машиниста.

  • Стамбульский метрополитен
    Стамбульский метрополитен, Турция welcomeinside, Shutterstock
    /bq/z9/bqz99ftrrbwwgo0gsg8048okc.jpg

  • Самая короткая — M6 Levent — Boğaziçi Üniversitesi: всего 3,3 км и 4 станции; ее строили как «университетский шаттл».
  • M4 Kadıköy — Sabiha Gökçen входит в топ‑10 мировых линий по глубине и работает без машиниста; двери‑ограждения на платформах синхронно открываются с поездом.
  • Tünel (линия F2) — историческая линия, идущая от Каракёй до Бейоглу. По ней курсируют красные ретровагончики, а еще это известная музыкальная площадка: каждую пятницу здесь звучит живой джаз.
  • Рекорд перевозок: 29 октября 2023 г. метро установило исторический максимум — 3,1 млн пассажиров за сутки.
  • Wi‑Fi «İBB WiFi» работает на всех станциях: иностранцы получают 1 ГБ/день после СМС‑регистрации, что спасает, когда мобильный роуминг кусается.
  • Каждое 8‑е сиденье в поездах окрашено в цвет тюльпанов — дань цветочным фестивалям, которые появились в городе еще при султане Мехмеде IV.

Советы туристам

  1. Если вы собираетесь активно пользоваться общественным транспортом в Стамбуле, лучше всего приобрести Istanbulkart — с ней каждая поездка обойдется дешевле.
  2. Хотя автоматы для покупки и пополнения карты принимают банковские карты, на практике это не всегда работает, так что стоит иметь с собой немного наличных.
  3. Обратите внимание, что некоторые автоматы не дают сдачу.
  4. Эскалаторы в метро устроены не так, как в России: часто к платформе ведет несколько уровней с горизонтальными переходами между ними, поэтому закладывайте до 10 минут на выход к поезду.
  5. В метро установлены экраны, на которых видно, когда прибудет следующий состав.
  6. На указателях отображены только конечные станции — нужное направление можно проверить на схемах в залах и у платформ.
  7. Расписание первого и последнего поезда можно найти на официальном сайте метро — особенно полезно, если собираетесь ехать в аэропорт рано утром или поздно вечером.

Вопросы о Стамбуле

Стамбул и окрестности
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх