Церковь Сант-Алессандро в Лукке

На фоне впечатления, которое производят луккский Дуомо и церковь Сан-Микеле-ин-Форо, церковь Сант-Алессандро-Маджоре может показаться скучноватой, даже простенькой. Но всем, кто в действительности интересуется архитектурой и историей, безусловно, стоит ее осмотреть. Первое упоминание об этой церкви встречается в конце 9 в. Её конструкция представляет собой классическую базилику, а экстерьер — хороший пример местного романского архитектурного стиля, который можно охарактеризовать как «умеренный классицизм».

В 13 в. церковь играла важную роль в жизни Лукки, поскольку в ней заседала «Курия-деи-Форетани». Этот суд был призван разрешать споры между горожанами и сельскими жителями.

В нынешнем облике здания можно увидеть множество элементов более старой конструкции, время создания которой до сих пор остаётся предметом споров. Её характерные черты также удивительно близки к романской архитектуре, что довольно редко можно увидеть в Лукке, где всё много раз перестраивалось, в том числе и в пизанском стиле. Особенно примечательно то, как хорошо сохранился этот пример средневекового классицизма, пережив итальянский период тёмных времен.

Эта небольшая и скромная на вид церковь стоит в одном ряду по значимости с флорентийским баптистерием или базиликой Сан-Сальваторе в Сполето.

Внешняя отделка церкви минимальна: практически вся она сводится к отполированным известняковым блокам конструкции. Лишь несколько скульптурных деталей выделяются на фасаде — к примеру, геометрический орнамент или треугольный портик западного портала, что тоже характерно для древнеримской архитектуры. Вся конструкция подчинена чёткой и устойчивой геометрической системе, которая проявляется и во внутренних арках, где белый и цветной камень симметрично чередуются повсюду (подобную картину можно видеть в зданиях 6—7 вв. не только в Италии, но и, к примеру, в Иерусалиме или Сплите).

Арочные своды церкви были выстроены в 16 в. В этот же период была завалена крипта, а мощи св. Александра оттуда перенесены в главный алтарь.

Также характерно то, что внутреннее пространство чётко разделено на функциональные зоны и зону для богослужений с помощью мрамора разного цвета и различных парных капителей. Кроме того, скульптурная отделка (тех же капителей) достаточно необычна: с одной стороны, здесь можно видеть растительные орнаменты — геометрические, плоские и довольно детализированные, что типично для поздней античности. С другой, здесь есть рисунки, которые типичны для 1—2 вв. до н. э. (включая интересные вариации коринфского ордера и редкие декоративные мотивы эпохи Августа) и постоянно копировались. Наиболее новые части отделки относятся к 12 в., в частности, это работы Бидуино и его школы.

Все эти необычные особенности старой церкви Сант-Алессандро выделяют ее из ряда других местных храмов и могут иметь два объяснения. Либо над церковью работали мастера не из Лукки (и в таком случае непонятно вообще, откуда), либо именно таков был специфический архитектурный стиль Лукки в римские времена. Второй вариант наиболее правдоподобен, и он означает, что церковь была выстроена гораздо раньше, нежели в романскую эпоху. В силу всего вышеозначенного эта небольшая и скромная на вид церковь стоит в одном ряду по значимости с флорентийским баптистерием или базиликой Сан-Сальваторе в Сполето.

Практическая информация

Адрес: piazza S. Alessandro.

Жемчужины Тосканы
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх