Дуомо в Пизе
Средневековый кафедральный собор Пизы — это сердце знаменитого Поля Чудес (Соборной площади). Он освящён в честь Благовещения Богородицы, но никто об этом и не вспоминает, когда речь заходит о Дуомо. По смыслу и колокольня-кампанила (Пизанская башня), и баптистерий Сан-Джованни являются лишь второстепенными приложениями.
Этот пятинефный монументальный собор с трёхнефным трансептом также известен как приматский, поскольку архиепископ Пизы является приматом с 1092 г.
Строительство собора было начато в 1064 г. архитектором Бускето, и то, что получилось в результате, стало эталоном пизано-романского стиля в архитектуре. В то же время в мозаичном интерьере можно углядеть явные следы византийского влияния. Фасад собора сделан из серого камня и белого мрамора и украшен дисками цветного мрамора. Его автором стал мастер по имени Райналдо, как следует из надписи, которую можно разобрать над главной дверью.
Массивные бронзовые двери главного входа были созданы в мастерских Джамболоньи, и они заменили оригинальные двери, уничтоженные пожаром в 1595 г. Правда, верующие никогда не пользовались дверями фасада для входа в собор, вместо этого используя Порта-ди-Сан-Раньери перед Пизанской башней. Эта дверь была создана примерно в 1180 г. Боннано Пизано.
Над дверями находятся четыре ряда открытых галерей с колоннами, над которыми установлена статуя Мадонны с младенцем, а по углам — четыре евангелиста. В восточной части собора снаружи, на высокой колонне, установлена современная реплика Пизанского грифона, самой большой из известных мусульманских скульптур из металла. Оригинал был водружён здесь, по всей вероятности, в 11—12 веках, а сегодня находится в Музее собора.
Интерьер Дуомо ничуть не ослабляет впечатления от его внешнего вида — наоборот: его можно рассматривать часами. Первое, что бросается в глаза, — это чёрно-белые мраморные узоры, сглаженные потолки и купол с фресками. Правда, внутреннее убранство было изрядно переделано после пожара 1595 г., который уничтожил большую часть ренессансных произведений искусства. К счастью, изумительная мозаика в приделе, изображающая Христа в окружении Девы Марии и апостола Иоанна, пережила пожар. Она представляет собой отсылку к мозаике в церкви Монреаль на Сицилии.
Считается, что Галилей сформулировал свою теорию о движении небесных тел, наблюдая за висящей в соборе лампой. Нынешняя лампа не та: ту можно увидеть в капелле Аулла, в Кампо-Санто.
Изумительная резная кафедра была создана в 1302—1310 гг. Джованни Пизано, сыном Никола Пизано, и считается одним из бесценных шедевров средневековой скульптуры. По прошествии веков она потребовала глобальной реставрации и вплоть до 1926 г. была убрана из собора. Здесь можно увидеть гладкие колонны (две из них — на львиных спинах) с одной стороны и кариатид с другой, а также одного теламона, изображающего св. Михаила. В верхней части можно различить драматические скульптурные сцены из Нового завета, вырезанные из белого мрамора с применением эффекта «киароскуро»: избиение невинных, распятие, перелёт в Египет, две панели со Страшным судом.
В числе других реликвий церкви — мощи св. Раньери, св. покровителя Пизы, и гробница римского императора Генриха VII с резным декором Тино да Камаино (1315 г.). Нынешний вид гробницы гораздо беднее оригинального: в соборе можно увидеть саркофаг, но некоторые статуи были перемещены в Кампо-Санто или на верх фасадной части церкви. Оригинальные скульптуры можно увидеть в Музее собора.
Дуомо играет главную роль в определении начала пизанского нового года. В период между 10 веком и 1749 г. в Пизе был собственный календарь, в котором первый день года приходился на 25 мая — Благовещение Пресвятой Богородицы. Точный момент начала года — это миг, когда луч солнца падает через окно на левой стороне собора на мраморную плиту в форме яйца, которая расположена прямо над кафедрой работы Джованни Пизано. Это обычно происходит в полдень.
Практическая информация
Адрес: пьяцца Дуомо.