Дуомо в Пизе

  • Вид на Пизанский собор
    Елена Батогова
  • Собор Дуомо и Пизанская башня
    Лариса Чернявская

Средневековый кафедральный собор Пизы — это сердце знаменитого Поля Чудес (Соборной площади). Он освящён в честь Благовещения Богородицы, но никто об этом и не вспоминает, когда речь заходит о Дуомо. По смыслу и колокольня-кампанила (Пизанская башня), и баптистерий Сан-Джованни являются лишь второстепенными приложениями.

Этот пятинефный монументальный собор с трёхнефным трансептом также известен как приматский, поскольку архиепископ Пизы является приматом с 1092 г.

Строительство собора было начато в 1064 г. архитектором Бускето, и то, что получилось в результате, стало эталоном пизано-романского стиля в архитектуре. В то же время в мозаичном интерьере можно углядеть явные следы византийского влияния. Фасад собора сделан из серого камня и белого мрамора и украшен дисками цветного мрамора. Его автором стал мастер по имени Райналдо, как следует из надписи, которую можно разобрать над главной дверью.

Интерьер Дуомо ничуть не ослабляет впечатления от его внешнего вида — наоборот: его можно рассматривать часами.

Массивные бронзовые двери главного входа были созданы в мастерских Джамболоньи, и они заменили оригинальные двери, уничтоженные пожаром в 1595 г. Правда, верующие никогда не пользовались дверями фасада для входа в собор, вместо этого используя Порта-ди-Сан-Раньери перед Пизанской башней. Эта дверь была создана примерно в 1180 г. Боннано Пизано.

Над дверями находятся четыре ряда открытых галерей с колоннами, над которыми установлена статуя Мадонны с младенцем, а по углам — четыре евангелиста. В восточной части собора снаружи, на высокой колонне, установлена современная реплика Пизанского грифона, самой большой из известных мусульманских скульптур из металла. Оригинал был водружён здесь, по всей вероятности, в 11—12 веках, а сегодня находится в Музее собора.

Также на фасаде можно увидеть гробницу Бускето (слева) и надпись, в которой указана дата закладки первого камня и победной битвы с сарацинами.

Интерьер Дуомо ничуть не ослабляет впечатления от его внешнего вида — наоборот: его можно рассматривать часами. Первое, что бросается в глаза, — это чёрно-белые мраморные узоры, сглаженные потолки и купол с фресками. Правда, внутреннее убранство было изрядно переделано после пожара 1595 г., который уничтожил большую часть ренессансных произведений искусства. К счастью, изумительная мозаика в приделе, изображающая Христа в окружении Девы Марии и апостола Иоанна, пережила пожар. Она представляет собой отсылку к мозаике в церкви Монреаль на Сицилии.

Часто утверждают, что мозаику создал Бенвенуто ди Джузеппе (Чимабуе), но в действительности он стал автором только головы апостола Иоанна в 1302 г. Это была его последняя работа: в тот же год художник скончался в Пизе.

Считается, что Галилей сформулировал свою теорию о движении небесных тел, наблюдая за висящей в соборе лампой. Нынешняя лампа не та: ту можно увидеть в капелле Аулла, в Кампо-Санто.

Дуомо в Пизе

Изумительная резная кафедра была создана в 1302—1310 гг. Джованни Пизано, сыном Никола Пизано, и считается одним из бесценных шедевров средневековой скульптуры. По прошествии веков она потребовала глобальной реставрации и вплоть до 1926 г. была убрана из собора. Здесь можно увидеть гладкие колонны (две из них — на львиных спинах) с одной стороны и кариатид с другой, а также одного теламона, изображающего св. Михаила. В верхней части можно различить драматические скульптурные сцены из Нового завета, вырезанные из белого мрамора с применением эффекта «киароскуро»: избиение невинных, распятие, перелёт в Египет, две панели со Страшным судом.

Гранитные колонны коринфского ордера между нефом и приделом были перемещены в Дуомо из мечети в Палермо, захваченного пизанцами в 1063 г.

В числе других реликвий церкви — мощи св. Раньери, св. покровителя Пизы, и гробница римского императора Генриха VII с резным декором Тино да Камаино (1315 г.). Нынешний вид гробницы гораздо беднее оригинального: в соборе можно увидеть саркофаг, но некоторые статуи были перемещены в Кампо-Санто или на верх фасадной части церкви. Оригинальные скульптуры можно увидеть в Музее собора.

Дуомо играет главную роль в определении начала пизанского нового года. В период между 10 веком и 1749 г. в Пизе был собственный календарь, в котором первый день года приходился на 25 мая — Благовещение Пресвятой Богородицы. Точный момент начала года — это миг, когда луч солнца падает через окно на левой стороне собора на мраморную плиту в форме яйца, которая расположена прямо над кафедрой работы Джованни Пизано. Это обычно происходит в полдень.

Практическая информация

Адрес: пьяцца Дуомо.

Жемчужины Тосканы
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх