Московское метро

 Отзывы

Станции Московского метрополитена — «подземные дворцы Москвы», отличаются поистине дворцовым великолепием вестибюлей и подземных залов. Комплексы украшены статуями и рельефами, монументально-декоративными композициями (живописью, мозаикой, витражами и росписями) ведущих художников страны. Станции «Маяковская», «Площадь Революции» с 76 бронзовыми скульптурами М. Г. Манизера, «Кропоткинская», «Комсомольская-кольцевая» с мозаиками П. Д. Корина, «Новослободская» и другие принадлежат к числу интереснейших памятников архитектуры 1930–1950-х гг. Некоторые из них официально находятся под охраной государства.

Во сколько открывается метро или до скольких работает метро в Москве?

Время работы московского метро: ежедневно с 5:30 до 01:00. При этом еще какое-то время — от получаса до часа — метро может работать на выход и выпускать тех, кто успел забежать в вагоны незадолго до закрытия.

Расписание поездов

Режим работы метро очень удобен, поезда ходят с интервалом от полутора минут в час пик до пяти минут в часы минимальной нагрузки.

Музей Времени и Часов — проект, который представляет историю часового дела, а также знакомит с современным часовым искусством.

Сейчас в Музее — выставка «Время Победы», посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Вход свободный.

Шведский стол • Бассейн с аквагоркой • Хаммам

Озеро • Свой пляж • Анимация для детей и взрослых

Боулинг • Караоке и многое другое.

Всего в 20 км от МКАД. Можно с питомцами.

Скидки до 25% при бронировании на сайте.

Актуальные спецпредложения

История московского метро

Первая линия открылась 15 мая 1935 г. и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Метрополитен первоначально носил имя Л. М. Кагановича. С 1955 г. метрополитену присвоено имя В. И. Ленина. Сама транспортная система с 1992 г. преимущественно именуется Московским метрополитеном.

Метро в военное время

К началу Великой Отечественной войны в метро была 21 станция, и строительство в военные годы не прекращалось: за это время успели построить еще 7. Уже работающие станции использовали как бомбоубежища. Здесь размещали людей, принимали больных, проводили совещания, работали магазины, библиотека. Закрыто московское метро было только один день, 16 октября 1941 г. После принятия постановления «Об эвакуации столицы СССР» станции заминировали и подготовили к затоплению. К счастью, вынесенный метро приговор не успели привести в исполнение, и Московский метрополитен всю войну продолжал сохранять статус бомбоубежища, хотя к 1943 г. из-за уменьшения количества налетов на Москву необходимость в этом отпала.

Московское метро

Архитектурные особенности

Архитектурный облик московского метро многообразен. Это связано со сменой идеологий, господствовавших в разные годы в стране, каждая из которых находила отражение в оформлении станций. Убранство первых (от «Сокольников» до «Парка культуры») сейчас кажется довольно простым. Хотя в те годы их называли подземными дворцами, поэтому в оформлении непременно были колонны и мрамор. Отдельное внимание уделяли дизайну свода: он не должен был «давить» на людей.

Среди станций московского метро преобладают трехсводчатые глубокого заложения, есть и односводчатые мелкого заложения, пилонные, колонные, двухпролетные. Только на двух линиях — Бутовской и Филевской — преобладают наземные станции, почти все остальное метро — настоящая подземка.

Самыми роскошными получились станции, построенные в 1940-е и до середины 1950-х гг. в духе сталинского ампира: «Комсомольская», «Таганская», «Новослободская» Кольцевой линии, «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и другие. В их отделке использовались лепнина, бронза, витражи.

Во второй половине 1950-х гг. и позднее был взят курс на простоту, поэтому на станциях «Щелковская», «Коломенская», «Пролетарская» и т. д. особенно удивляться нечему. В современное время дизайну станций снова стали уделять особое внимание: курс взяли на уникальность. Так, на станции «Нагатинский Затон» появились необычные мозаичные изображения рыб, «Нижегородскую» Большой кольцевой линии раскрасили в яркие цвета, а на станциях «Сокольники» БКЛ и «Яхромская» Люблинско-Дмитровской линии смонтировали художественные панно во всю стену.

Древние окаменелости в мраморе

Внимательный турист может найти останки раковин в облицовочных панелях, в основном на станциях кольцевой и внутри нее. Так, губки «поселились» на «Арбатской» и «Фрунзенской», кораллы — на «Курской» и «Киевской», иглокожие — на «Китай-городе», а аммониты — на «Парке Победы».

Мозаики

Многие станции метро украшают мозаичные панно. К примеру, на «Автозаводской» это картины о военных подвигах советского народа. На «Маяковской» потолок украшают этюды на тему покорения неба, на «Беломорской» — пейзажи с природой и храмами, на «Киевской» — исторические сюжеты, а по станции БКЛ «Нагатинский затон» «плавают» огромные рыбы.

Фонтан в переходе между станциями «Римская» и «Площадь Ильича»

Произведение скульптурного искусства изображает двух младенцев — основателей Рима Ромула и Рема, играющих на лежащей колонне. Этот фонтан — единственный в московском метро.

Примечательные станции

Комсомольская

Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок украшен 8 мозаичными панно из смальты и ценных камней, 6 из которых изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен Рейхстага. Их автор — художник П. Д. Корин. Еще 2 панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после разоблачения культа личности Сталина в 1963 г. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцам и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля.

Наземный вестибюль станции между зданиями Ленинградского и Ярославского вокзалов украшен барельефами Г. И. Мотовилова.

Интересное о России и не только

Курская

Архитектурный декор станции глубоко символичен: все 3 части — Центральный зал, Переходный круглый аванзал «Возрождения» с гигантской колонной-капителью и павильон — реализуют идею победы и божественности ее достижения. Центральный напоминает древнеримский зал базиликального типа. Пилоны и колонны дорического ордера покрыты светлым мрамором «коелга». Люстры похожи на древнеримcкие люстры-светильники, которые снизу напоминают солнце.

Авторы проекта станции — архитекторы Г. А. Захаров и З. С. Чернышева — были удостоены Сталинской премии.

Киевская

Оформление станции посвящено теме воссоединения Украины с Россией. На своде над пилонами размещены 24 фрески, изображающие трудящихся Советской Украины. Со стороны платформ также размещены фрески, преимущественно с изображениями фантастических растений. Пилоны отделаны светлым мрамором и дополнительно украшены цветным керамическим карнизом. Торец станции занимает крупное мозаичное панно, изображающее народные гуляния на праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией.
Авторы живописных произведений — большой творческий коллектив художников: В. А. Коновалов, В. Н. Аракелов, П. М. Михайлов, Л. А. Карнаухов, Т. В. Коновалова, А. К. Ширяева, К. П. Аксенов, И. В. Радоман, Г. И. Опрышко.

Маяковская

Несмотря на то что архитектура «Маяковской» относится к «сталинской неоклассике», наличие некоторых авангардных деталей придает ей оттенок стиля ар-деко. Угловые части колонн декорированы уральским камнем «орлец» и мраморовидным известняком. Верхняя часть путевых стен отделана мрамором «уфалей», нижняя — диоритом. Пол выложен белым мрамором и серым гранитом.

Важным украшением станции являются размещенные в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — «Сутки советского неба». Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде). При открытии станции панно насчитывалось 35, но одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.

Площадь Революции

В отделке станции использован черный армянский мрамор «давалу», сочетающийся с белым, серым и золотистым мрамором других пород. В нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала, установлены 76 бронзовых фигур, изображающие советских людей (автор — Матвей Манизер).

Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937 гг.: рабочие и солдаты, крестьяне и матросы, парашютистка, девушка «Ворошиловский стрелок», пограничник с собакой (4 скульптуры, у всех собак натертые студентами до блеска морды. Считается, если студент дотронется до носа собаки, то это принесет ему удачу), стахановец и молодой инженер, птичница с курицей и петухом, а также студенты, спортсмены и пионеры.

Все фигуры (кроме фигур пионеров) для того, чтобы уместиться в ограниченный сводчатый объем арочных проходов, изображены либо вставшими на колено, либо согнувшимися, либо сидящими.

По этому поводу существовала шутка: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

Станции, изменившие облик

Немногие станции столичного метро изменили свой первоначальный облик. Обычно перестройка была связана с тем, что при проектировании не был предусмотрен центральный зал на платформе. Это «Павелецкая» Замоскворецкой линии, «Чистые пруды» и «Лубянка».

«Воробьевы горы», расположенные на метромосту, пришлось переделывать, потому что пришла в негодность сама арматура моста. В результате обновления станцию заново облицевали мрамором, заменили стеклопакеты и сделали шире на 3 м. В 2010 г. в центре платформы установили стеклянные витрины, где периодически выставляют интересные экспонаты из собраний музеев, театров, с заводов.

Наземную станцию «Кунцевская» к 2008 г. в ходе реконструкции сделали двухплатформенной. Она стала единственной в составе Московского метрополитена наземной кроссплатформенной станцией.

«Исчезнувшие» станции

Среди нереализованных проектов московского метрополитена — больше 50 станций, которые могли открыться между существующими или в прилегающих к Москве городах области. Исчезли с карт столичного метрополитена станции «Дзержинская», «Имени Кагановича», «Лермонтовская», «Дворец Советов», «Ленинские горы», «Площадь Свердлова», «Улица Коминтерна», «Колхозная», «Ждановская»: они получили другие названия и функционируют под ними.

Перспективные станции «Калужская» и «Первомайская» стали частями депо метрополитена. «Троице-Лыково» на Арбатско-Покровской линии используется как служебная платформа, где высаживают только персонал.

Схема метро

В московском метро 14 линий: Сокольническая, Замоскворецкая, Арбатско-Покровская, Филевская, Кольцевая, Калужско-Рижская, Таганско-Краснопресненская, Калининская, Солнцевская, Серпуховско-Тимирязевская, Люблинско-Дмитровская, Большая кольцевая, Некрасовская, Бутовская. Они пронумерованы на схеме. При этом Некрасовская на схеме отмечена цифрой 15, потому что 14-я — это Московское центральное кольцо, а 13-я — монорельс, который работает в экскурсионном режиме. В планах в ближайшие годы строительство еще 3 линий: Бирюлевской, Рублево-Архангельской и Троицкой.

Линии отмечены разными цветами для удобства ориентирования (только Калининская и Солнцевская выкрашены в один, желтый, цвет). Также на распространенных схемах обозначены Московские центральные диаметры — железнодорожные линии из Московской области, с которых есть пересадки на метро.

До 1957 г. схема московского метро была черно-белой. Ее раскрасили к проводимому в 1957 г. Всемирному фестивалю молодежи и студентов.

Самая глубокая станция метро в Москве

Станция «Парк Победы» Арбатско-Покровской и Солнцевской линий — самая глубокая в московском метро: около 73 м. При этом самый длинный эскалатор находится не здесь. Сейчас рекорд принадлежит эскалатору станции «Марьина Роща» Большой кольцевой линии: там 130 м против 127 м на «Парке Победы».

Самые красивые станции московского метро

У каждого из тех, кто пользуется метро регулярно, наверняка есть свой список самых красивых станций. Но обычно к числу красивейших относят «Комсомольскую» Кольцевой линии и «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии: отделкой они напоминают старинные театры или дворцы. На станциях «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии и «Тропарево» Сокольнической линии очень красивые напольные фонари, «Новослободская» Кольцевой линии и «Трубная» Люблинско-Дмитровской линии привлекают оригинальными витражами, «Театральная» Замоскворецкой линии поражает фарфоровыми скульптурами, а «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии — бронзовыми скульптурами.

Заброшенные станции

Официально в Московском метрополитене отсутствуют заброшенные станции. Но в рассказах любителей таинственных историй обычно фигурирует станция «Советская», предположительно расположенная на Замоскворецкой линии между «Театральной» и «Маяковской». В годы правления И. В. Сталина там располагался подземный пункт управления московского штаба гражданской обороны. Есть ли здесь что-то сейчас — неизвестно.

Интересные факты о московском метро

  • На станции «Котельники» находится пункт хранения забытых в метро вещей.
  • «Воробьевы горы» — самая длинная станция метро, длина ее вестибюля 284 м.
  • На станции метро «Маяковская» можно не только посмотреть на мозаику, но и пожениться. В качестве выездной площадки регистрации браков станция работает ночью.
  • На радиальных линиях мужской голос объявляет станции при движении к центру, а женский — от центра.
  • В метро нет урн для мусора по соображениям безопасности.

На каких станциях есть туалеты в метро

В метро работают 29 платных туалетов на станциях «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «ВДНХ», «Китай-город» (Таганско-Краснопресненская линия), «Комсомольская» (Кольцевая линия), «Краснопресненская», «Кропоткинская», «Маяковская», «Менделеевская», «Парк Культуры» (Сокольническая линия), «Парк Победы» (Арбатско-Покровская линия), «Площадь Революции», «Проспект Мира» (Калужско-Рижская линия), «Пушкинская», «Семеновская», «Сокольники» (Кольцевая линия), «Таганская» (Кольцевая линия), «Третьяковская», «Цветной бульвар», «Чеховская», «Чкаловская». Цена — 81 RUB, оплатить можно картой «Тройка», «Мобильным билетом», банковской картой.

Музей метро на станции «Выставочная»

Вход бесплатный, график работы с 10:00 до 18:00. Располагается в вестибюле станции «Выставочная» под вывеской «Центр профориентации метрополитена». Здесь можно увидеть форму машинистов, макеты поездов разных лет, коллекцию тематических значков, средства связи, понаблюдать за движением поезда в мониторе и поуправлять составом на тренажере.

Адрес: 119048, Москва, Хамовнический вал, 36а. Режим работы: понедельник — 10:00 — 16:30, вторник-четверг — 9:00 — 16:30; пятница — 9:00 — 15:00. Выходные дни: суббота и воскресенье. Последний понедельник каждого месяца — санитарный день. Вход посетителей прекращается за полчаса до окончания работы музея. Для одиночных посетителей вход свободный.

Запись на экскурсии производится не ранее чем за 4 недели до даты проведения экскурсии, а на дни массового посещения музеев (18 апреля, 18 мая и т. д.) — не ранее чем за 2 недели. Телефон для справок и записи на экскурсии: +7 (495) 622-73-09.

4 отзыва о Московском метро

Московское метро
10.0
великолепно
3
Москва и окрестности
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх