Остров Шумшу
Шумшу, первый остров курильской гряды, лежит вдалеке от привычных туристических маршрутов. Здесь нет солнечных пляжей и отелей «все включено». Здесь вообще ничего нет — остров необитаем, если не считать служителей маяка. Но есть нечто, что влечет сюда искателей приключений и любителей истории, заставляет возвращаться снова и снова. Это эхо самого малоизученного и трагического фрагмента Второй мировой войны — Курильского десанта, последней крупной битвы СССР против милитаристской Японии.
Остров ржавых танков
Шумшу — небольшой остров размером 20 на 30 км, природный музей под открытым небом. Здесь из изумрудной травы и стланика до сих пор выглядывают ржавые подбитые японские танки «Ха-Го», бетонные доты, некогда простреливавшие из пушек все побережье острова, зияют пустыми бойницами, а бетонная взлетная полоса заброшенного военного аэродрома даже сегодня смогла бы принять самолеты с летчиками-камикадзе. Остров изрезан противотанковыми рвами, подземными ангарами и прочим наследием императорской армии Японии.
Неприступный Сюмусю-то
Немного предыстории: еще в 1943 г. японское командование было вынуждено оставить Алеутские острова близ Аляски из-за усиливающегося давления ВМС США. Войска и технику перебросили на Курильские острова, часть из них разместили на Шумшу и на соседнем Парамушире. С лета 1943 г. авиация союзников начала ежедневно совершать авианалеты на острова, а подводная лодка США атаковала японские военные суда в проливе.
В ответ японцы превратили Шумшу в неприступную крепость с мощной системой обороны. На нем разместили гарнизон в 8500 солдат. В состав 11-го танкового полка входили 60 бронированых машин: это легкие «Ха-Го», средние «Чи-Ха», «ШинХоТо Чи-Ха» и даже плавающие танки «Ка-Ми».
На Шумшу и Парамушире пленные китайцы и корейцы выстроили 6 военных аэродромов, готовых принять до 600 самолетов одновременно. В конце лета 1945-го на островах Шумшу и Парамушире находились 48 боеготовых самолетов. Кроме того, на Сюмусю-то (японское название Шумшу) были выстроены и 2 военно-морские базы на разных концах острова: Катаока и Накагава.
Горячий август 1945-го
Историки считают курильскую десантную операцию одной из самых трагических страниц всей японской кампании. В ночь с 8 на 9 августа 1945 г. верный союзническому долгу СССР объявил войну империалистической Японии. 15 августа командующий 91-й пехотной дивизии императорской армии генерал-лейтенант Цуцуми Фусаки отдал письменный приказ об отводе личного состава от побережья вглубь острова Шумшу на 2 км, уничтожении секретных документов и некоторого военного снаряжения и техники. Также он запретил открывать огонь первыми. Но командование оборонительного района Камчатки об этом не догадывалось и за 2 дня разработало план захвата острова.
Непосредственно группой десантных кораблей руководил командир военно-морской базы Петропавловска, капитан первого ранга Дмитрий Пономарев, самим десантом — командир 101-й десантной дивизии генерал-майор Порфирий Дьяков. Всей операцией руководил командир оборонительного района Камчатки генерал-майор Алексей Гнечко. По плану десант состоял из двух частей: передового отряда и 2 групп основных сил, всего около 9000 человек.
Ледяная вода
Участок побережья для высадки десанта был выбран исходя из дальнобойности 945-й батареи береговой обороны на камчатском мысе Лопатка. Командование десанта не брало в расчет географические условия места высадки: сильное течение, холодную воду, постоянные туманы, болотистую почву в месте высадки и отсутствие мертвых непростреливаемых зон на побережье. Десант ждали 2 укрепрайона: Кокутан и Котомари. В одном только Кокутане советских моряков ждал ДОТ с 2 орудиями, 4 пулемета, 4 ДЗОТа, 5 линий траншей.
Десантники не имели никаких разведывательных данных ни о количестве вооружения на острове, ни о числе солдат императорской армии. В 5:00 18 августа суда достигли побережья острова. Поскольку разведки берега не было, капитаны советской флотилии боялись близко подходить к нему и первой группе десанта под руководством майора Шутова пришлось плыть к берегу при температуре воды +4...+6 °C и скорости течения в 5 узлов. Из 1500 человек до берега добрались 600, и это без единого выстрела.
Когда первые десантники ворвались в казармы, раздались первые выстрелы и батареи укрепрайонов Кокутан и Котомари ответили шквальным огнем. Одно из орудий сожгло и утопило 9 десантных судов и повредило еще 8. На многих из них экипажи и десант погибли почти полностью.
Высадившийся десант оказался в трудной ситуации, потому что не мог получить подкрепление.
Интересное о России и не только
Высота 171
Особо жестокие бои шли у высоты 171. Старшина Николай Вилков и матрос Петр Ильичев закрыли своими телами амбразуру пулеметного дота. Японцы в одну из контратак ввели танки. На еще не успевших окопаться десантников в лоб пошли 20 танков. Противотанковой артиллерии у них не было, но на помощь пришла рота Байназарова с противотанковыми ружьями.
Из 14 сожженных на высоте танков 12 имеют характерные пробоины. В этом и сейчас легко убедиться, побывав на острове Шумшу. В одном из танков погиб командир 11-го танкового полка подполковник Икеда Суэо. Потеряв командира, оставшиеся танки повернули вспять.
Капитуляция
19 августа 1945 г. командир 91-й пехотной дивизии японской армии Цуцуми Фусаки, видя, что сбросить десант в океан не получается, предложил советскому командованию переговоры о заключении перемирия и порядке сдачи оружия. 23 августа на аэродроме Миисина был подписан важный документ.
Остров после войны
В отличие от США, у разрушенного после войны СССР не было возможностей строить дорогие авианосцы, поэтому было принято решение использовать малые Курильские острова как непотопляемые авианосцы. На Шумшу стали строиться военные городки. На месте морской базы Катаоки возник поселок Байково, который просуществовал несколько десятилетий. С уходом военных в конце 90-х годов остров стал необитаемым. Сегодня на нем живут несколько человек — смотрителей маяка.
Министерство обороны России и Русское географическое общество за последние годы организовали несколько исследовательских экспедиций на остров Шумшу. Для реставрации на материк вывезли несколько японских танков, в том числе редкий плавающий «Ка-Ми» и остатки американского истребителя «Кингкобра».
Как туристу попасть на остров Шумшу
Первым делом надо оказаться в Петропавловске-Камчатском. 8-часовой перелет из Москвы в среднем стоит около 20 тыс. RUB в одну строну. Далее есть 2 пути в Северо-Курильск, что находится на ближайшем к Шумшу острове Парамушир: по воздуху и морем, цены примерно одинаковые — около 5000–6000 RUB. Вертолетом «Витязь-Аэро» из аэродрома в селе Николаевка лететь около 2 часов. Теплоход «Гипанис» из Петропавловска-Камчатского в Северо-Курильск преодолевает 400 км за 18–20 часов, если нет сильного встречного ветра.