Пизанский баптистерий

Те, кто впервые попадает на Соборную площадь в Пизе, часто испытывают разочарование от того, насколько менее внушительной оказывается Пизанская башня, нежели представлялась по фотографиям. С баптистерием Сан-Джованни всё происходит с точностью до наоборот. Его неимоверно сложно декорированная конструкция воистину поражает воображение и даже немножко подавляет. И это, между прочим, самый большой баптистерий в Италии.

Строительство баптистерия было начато в 1152 г. с целью заменить старый баптистерий, но завершилось только лишь в 1363 г. Таким образом, Сан-Джованни стал вторым по хронологии зданием на Пьяцца-деи-Мираколи близ Дуомо и Пизанской башни. Автором проекта стал Диотисалви, чьи автографы с датой «1153» можно разобрать на двух колоннах внутри здания.

Высота баптистерия Сан-Джованни составляет почти 55 м. Длина окружности — более 107 м. Архитектура постройки являет собой интересный пример того, как романский стиль трансформировался в готический с течением лет. Нижняя часть конкретно романская, с полукруглыми арками, а верхняя — уже со стреловидными, средневековыми. Вся постройка целиком и полностью сложена из мрамора, что создаёт удивительно лёгкое впечатление для такой-то громадины.

Неимоверно сложно декорированная конструкция воистину поражает воображение и даже немножко подавляет. И это, между прочим, самый большой баптистерий в Италии.

Портал баптистерия обращён к фасаду собора и обрамлён двумя классическими колонами, тогда как внутренние косяки выполнены в византийском стиле. Перемычка разделяет его на два уровня. На нижнем изображено несколько эпизодов из жизни Иоанна-Крестителя, а на верхнем — Христос между Мадонной и Иоанном в окружении ангелов и евангелистов.

Первоначально форма баптистерия в соответствии с проектом Диотисалви должна была быть другой. Вероятно, она была призвана напоминать церковь Св. Распятия в Пизе с её пирамидальной крышей. Но после смерти архитектора его дело продолжил Никола Пизано, который поменял стиль на более современный, готический. Так появился полукруглый внешний купол баптистерия поверх пирамидального внутреннего.

В качестве побочного эффекта от двух куполов акустика в баптистерии идеальна: он является как бы гигантским резонатором.

Акустика в баптистерии

По сравнению с внешним видом баптистерия его внутреннее убранство довольно сдержанно. Восьмиугольный фонтан в центре датируется 1246 г. и был создан Гвидо Бигарелли из Комо. Бронзовая скульптура св. Иоанна, помещённая в его центре, сработана Итало Гризелли.

Баптистерий, выстроенный на той же неустойчивой песчаной почве, что и Пизанская башня, тоже «падает». Только это почти не заметно: угол наклона баптистерия в сторону собора составляет всего-то 0,6°.

Скульптуры кафедры выполнялись с 1255 по 1260 гг. Никола Пизано, отцом Джованни, который работал над кафедрой в Дуомо. Сцены с обнажённым Геркулесом, изображённые здесь, типично классические и характеризуют Никола Пизано как самого значительного из предтеч ренессансной итальянской скульптурной школы. Многие исследователи даже начинают датировку эпохи итальянского возрождения в скульптуре именно с 1260 г., когда Пизано доделал свою работу.

Практическая информация

Адрес: пьяцца Дуомо.

Баптистерий стоит прямо напротив входа в кафедральный собор Пизы.

Жемчужины Тосканы
tabbar_no_yes
Быстрый переход наверх