Петровский док в Кронштадте

Петровский док в Кронштадте (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Заросший канал, ржавые обломки металлических конструкций, заброшенные здания — с первого взгляда и не скажешь, что это сооружение некогда считалось прорывом в области судостроения, воплощением гения инженерной мысли. Впрочем, в памяти людей Петровский док таковым и остается. Частично он использовался по назначению (для ремонта судов) вплоть до 2008 г., а сейчас пришел в запустение. Но несмотря на плачевное состояние, это одна из интереснейших достопримечательностей Кронштадта, ведущая свою историю со времен Петра I. Статус музея она так и не получила и вообще считается закрытой территорией, однако за неофициальную экскурсию никто не накажет, а посмотреть здесь есть на что.

Немного истории

Бурное развитие морского флота в России в начале 18 века вывело в приоритет задачу качественного техобслуживания кораблей. Требовался современный док, в который можно было бы завести судно, а лучше несколько, быстро откачать воду, провести ремонтные работы, а затем снова поставить корабль на воду. Строить такое гидротехническое сооружение по образу и подобию европейских Петр I не захотел, так как у них был один весомый недостаток: слив воды после захода корабля происходил невероятно долго — больше месяца. Российскому императору удалось решить эту проблему: по его проекту, вся вода из дока всего за день перетекала в бассейн, расположенный на уровень ниже. Новаторскую идею было решено воплотить в Кронштадте. Правда, ее реализация растянулась аж на 33 года, за это время сменились 4 правителя, а официальное открытие Петровского дока состоялось лишь при Елизавете Петровне в 1752 г.

Что посмотреть

Уникальный для своих времен «сухой» док протянулся более чем на 2 км. Длина самого ремонтного канала — почти 400 м, ширина — порядка 30 м, а глубина превышает 12 м. Когда-то он мог принимать по 4-5 кораблей одновременно, что было предметом зависти европейских судостроителей. Удивительно ровная кладка стен док-канала за 300 лет отлично сохранилась, хотя воздействие воды на кирпич и камень было колоссальным. До нашего времени продержался и центральный механизм дока — три пары двойных шлюзовых ворот. Удивительно, но система удержания/спуска воды, установленная в 1747 г., исправно функционировала даже в начале 2000-х.

Через канал, предназначенный для входа в док, переброшен разводной мост, тоже петровских времен, а в самом его начале возвышается деревянный маяк.

Можно побродить по заброшенным зданиям на территории дока и представить, какую функцию несла в 18 веке та или иная постройка. Прогуливаясь вдоль канала, обратите внимание на рельсы подкрановых путей — это все, что осталось от работавших здесь кранов. Они были демонтированы относительно недавно, в 2011 г. по указу губернатора. Тогда же власти обещали заняться благоустройством территории и, может быть, даже превратить док в музейный экспонат. Пока же у туристов есть возможность увидеть сооружение в его пусть и полуразрушенном, но естественном величии.

Практическая информация

Адрес: Кронштадт, Петровский док.

Чтобы пробраться на территорию дока, нужно зайти во двор дома № 5 по ул. Коммунистической, пройти по тропе 50 м до ограждения и найти проход в заборе.

Поделиться
К себе на сайт

Санкт-Петербург и окрестности