Войти на сайт или зарегистрироваться

Павильон «Грот» в Пушкине

Павильон «Грот» в Пушкине (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Показать на карте Пушкина

В царствование Елизаветы Петровны при европейских дворах стало модным устраивать специальные павильоны у воды: благородные особы могли прямо с порога пересесть в лодку, не утруждая себя ходьбой. «Грот» был задуман как ответ западным веяниям — и ответ поистине роскошный.

По личному приказу Елизаветы за проектирование взялся сам Франческо Бартоломео Растрелли. Павильон был создан в стиле елизаветинского барокко, отсюда богатство форм, сложный силуэт здания и склонность архитектора к пышному декору. Конструкция павильона идеально соответствует месту: Растрелли умышленно спроектировал фасады одинаковыми — так «Грот» визуально соединяет регулярную и пейзажную части парка. Павильон окрашен в нежные лазорево-белые оттенки: безупречный выбор, так как эта цветовая гамма одновременно служила как «визиткой» самого Растрелли (в Екатерининском парке все здания за его авторством окрашены сходным образом), так и подчеркивала близость павильона к водной стихии.

Чтобы усилить эффект, Растрелли добавил на фасад резные маски Нептуна, изображения дельфинов, тритонов, морских растений и раковин. По замыслу архитектора, внутренние помещения тоже требовали отделки в морском стиле. Для этого даже успели закупить десятки пудов настоящих раковин... но увы, архитектору не удалось осуществить свой замысел.

Павильон окрашен в нежные лазорево-белые оттенки: эта цветовая гамма одновременно служила как «визиткой» самого Растрелли, так и подчеркивала близость павильона к водной стихии.

Не повезло и самой императрице: она так и не смогла насладиться водной прогулкой. Хотя на проект не жалели ни сил, ни денег, от первых эскизов 1745 г. до воплощения в камне прошло 10 лет. Еще через год грянула Семилетняя война, и отделка «Грота» отодвинулась на следующую эпоху — уже екатерининскую. К этому времени барокко как декоративный стиль устарел, и новый архитектор Антонио Ринальди в 1771 г. целиком пересоздал интерьер в изящной и легкой традиции классицизма. Впечатление воздушности усилили кованые решетки на окнах, отделанные листовой медью с позолотой.

При Екатерине Великой изменился не только декор, но и назначение здания. Императрица повелела устроить своеобразный музей — разместить в павильоне коллекцию старинных ваз из декоративных камней, античных бюстов и классических скульптур (среди них знаменитую статую Вольтера, которого императрица считала личным другом). «Грот» отныне называется Утренним залом (по легенде императрица любила проводить здесь досуг, любуясь рассветными лучами над Большим прудом). Легенда имеет под собой основания: документально подтверждено, что в дни, когда императрица пребывала в любимом павильоне, доступ в парк был закрыт до семи утра.

Берег постепенно отодвигают от павильона: сначала создают простую искусственную насыпь, а в 1830 г. по проекту архитектора Ф. Ф. Видова возводят первую пристань. После модернизации 1872 г. она в неизменном виде просуществовала ровно век — пока не была перестроена в граните уже в советское время.

В наши дни павильон открыт для посетителей, в нем выставляются многочисленные экспонаты — традиция екатерининской эпохи жива до сих пор.

Практическая информация:

Как добраться: полную информацию об адресе Екатерининского парка, доступном транспорте, часах работы и стоимости билетов вы можете найти на странице «Екатерининский парк в Пушкине».

Павильон находится на берегу Большого пруда, между пейзажной и регулярной частями парка.

А вот это лишнее

Санкт-Петербург и окрестности

Прикоснись к счастью! onlinetours.ru