Зимний дворец
ОтзывыЗимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга — главная достопримечательность Северной столицы, с 1762 по 1904 г. служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора дворец не имеет себе равных в Петербурге. Бывший императорский дворец в настоящее время входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.
История главного императорского дворца России
Тот Зимний дворец, который сегодня украшает Дворцовую площадь Санкт-Петербурга, — далеко не первый вариант императорской резиденции. До его появления существовали еще 4 здания.
Первый и второй возвели еще при Петре I рядом с Зимней канавкой, соединяющей реки Неву и Мойку. 3-й дворец построили при Анне Иоанновне возле Адмиралтейства. А четвертый вариант резиденции появился у Невского проспекта.
Пятый и финальный был возведен при Елизавете Петровне. Масштабы дворца должны были воплощать мощь Российской империи. И, действительно, размеры Зимнего дворца поражают по сей день. Чтобы обеспечивать жизнедеятельность такого большого здания и свиты, которая регулярно жила во дворце, а это несколько тысяч человек, там разместилась аптека, почта, конюшни, манеж и отдельные комнаты для слуг. Кроме того, по воле императрицы в здании появился музей, театр и 2 церкви.
Почти 150 лет здание служило официальной резиденцией для российских монархов. В начале 20 столетия Николай I переехал в Александровский дворец в Царском Селе. А с приходом Октябрьской революции Зимний дворец окончательно перестал быть жилым и вошел в состав Государственного Эрмитажа.
Зимний дворец: популярные отели рядом
Екатерина5 звезд22 575 ₽
Majestic Boutique Hotel Deluxe (Маджестик Бутик Отель Делюкс)5 звезд15 400 ₽
Wynwood (Винвуд)4 звезды15 300 ₽
Garden Street hotel (Гарден Стрит)4 звезды13 894 ₽
Калейдоскоп Центральный3 звезды11 712 ₽
The Faces Petrogradskaya (Фейсис Петроградская)3 звезды9 653 ₽
Друзья на Садовой2 звезды4 070 ₽
Nova (Нова)2 звезды4 185 ₽
Кино Хостел на Пушкинской1 звезда4 800 ₽
PRO LOFT city hostel & rooms (Пролофт)1 звезда4 339 ₽
Moroshka Home (Морошка Хоум)без категории8 277 ₽
Mafia Loftбез категории4 901 ₽
Елизаветинское барокко
Зимний дворец выстроен в стиле елизаветинского барокко. Стиль получил развитие в годы правления императрицы Елизаветы Петровны.
Изначально «барокко», что в переводе с итальянского означает «вычурный», «причудливый», было характерно для европейской культуры 16-17 вв. Оно охватило архитектуру, скульптуру, живопись, литературу и музыку и противопоставлялось всем художественным тенденциям Возрождения с его античной прямотой и строгостью форм.
В Россию барокко проникло при Петре I. Первой в этом стиле была выстроена церковь Покрова в Филях. От привычных в то время построек ее отличал цвет — красный с ярким белым оформлением, ставшим характерным для так называемого нарышкинского барокко. Благодаря проникновению этих тенденций, Россия отступила от традиции построения византийских храмов и стала строить европейские здания.
Позже появился Меньшиковский дворец, здание Двенадцати коллегий. Но российское барокко довольно сильно отличалось от европейского. Например, здания были многоуровневыми — это наследие архитектуры 17 в. Кроме этого, в Европе использовали камень в чистом виде, считалось, что природный рисунок не нужно дополнительно украшать. В России же здания штукатурили и красили. Поэтому многие постройки того периода разноцветные: красные, голубые, желтые, персиковые, мятные и т. д.
После специфического петровского барокко появился классицизм. В Европе же в это время развивался стиль неоклассицизм. Эти два течения стали созвучны. Но все же во многих зданиях постройки того периода появляется ощущение смешивания архитектурных стилей, как будто ускоренного развития.
Дело в том, что изначально Елизавету Петровну готовили к свадьбе с Людовиком XV или герцогом Орлеанским. Этим планам не суждено было сбыться. Но будущая императрица, дочь Петра Великого, получила французское образование. Считается, что именно во времена ее правления началась «русская галломания» — страстное влечение ко всему французскому, которое на несколько десятилетий поразило российский высший свет. Но в отличие от своего отца Елизавета приглашала в Россию не только строителей и инженеров, но и художников.
Эрарта изменит ваше представление о музеях — здесь вас всегда ждут новые впечатления:
• Одиннадцать выставок за один визит — и все это по одному билету
• Эффектная постоянная экспозиция и авторские проекты
• Удивительные десерты и творческая кухня
• Нереальные фотолокации и бесплатные арт-квесты для детей
ст.м. «Горный институт», 29-я линия В.О, 2
Парк-отель «Медвежья гора» — идеальное место для отдыха!
Современные уютные коттеджи до 12 чел.
Ресторан «Мейд ин Раша» • Свадьба мечты
Сафари • Ферма • Развлечения
Скидка 20% по промокоду партнеров
Здесь начинаются приключения!
Настоящие старинные паровозы.
Увлекательные экскурсии и квесты.
Музейно-игровые занятия с детьми.
Тренажер «Кабина машиниста» с полным погружением.
Чай в стакане с подстаканником в тематическом кафе «Вагон-ресторан».
Воспользуйтесь нашим мобильным приложением: виртуальные экскурсии, архивные данные, дополненная реальность и многое другое!
Раскройте тайны Питерских дворов и узнайте что скрывается за их неприступными фасадами.
Пройдите вместе с опытным проводником проходными дворами насквозь через десяток городских кварталов.
Золотой треугольник Петербурга! Главное в Петербурге за 1,5 часа.
Лучший пеший обзорный маршрут для знакомства с городом.
Васильевский остров глазами островитянина. Проходные дворы Васильевского острова.
Настоящее путешествие внутри города по Васильевскому острову
С 26 мая по 1 июня 2025 года Музей Магии приглашает гостей на особую программу, приуроченную к дню рождения Санкт-Петербурга и собственному 6-летию. Волшебство становится реальностью!
Иммерсивное шоу «Сеанс связи с Петербургом прошлого»
Подарки от партнёров музея
Памятные сувениры от Музея Магии
1 июня в волшебном кафе состоится шоу микромагия
Всех гостей ждут подарки, а у входа — уличные артисты!
Ждем вас в гости каждый день с 10:00 до 21:00, а по субботам до 22:00.
Архитектор Зимнего дворца
Что касается елизаветинского барокко, то оно ассоциируется главным образом с архитектором Бартоломео Растрелли. Иначе этот стиль даже называют растреллиевским барокко. Он удивительным образом сочетал классицизм, барокко и традиционное русское зодчество.
Бартоломео Франческо Растрелли младший в России стал графом Варфоломеем Варфоломеичем. Он был сыном обрусевшего итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли, который творил при дворе Людовика XIV, но по приглашению Петра I приехал в Россию, захватив с собой семью.
Бартоломео помогал отцу и неоднократно выезжал на обучение в Европу. Талант его развивался под влиянием русской культуры. Он неоднократно путешествовал по России и изучал традиции древнерусского зодчества. Специалисты, которые впоследствии изучали особенности его стиля, отмечали, что из этих поездок он вынес склонность к богатой полихромии, позолоте, растительному орнаменту.
Также его авторству принадлежат и другие значимые постройки той эпохи. Например, он возвел Смольный монастырь, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, Андреевскую церковь и многое другое.
Интересное о России и не только
Масштабы Зимнего дворца
Несмотря на то, что дворец заказала Елизавета Петровна, завершение строительства она не застала, скончавшись в декабре 1761 г. Первая часть дворца была достроена лишь к Пасхе 1762-го. В этом же году на престол взошел племянник почившей императрицы — Петр III, который первым заселился в Зимний. Но ему не суждено было удержаться у власти, и в 1763 г. после дворцового переворота в новой резиденции разместилась Екатерина II со своей свитой.
Императрица не любила барокко, предпочитая ему классицизм. Она вынуждена была оставить фасады в том виде, в котором они уже были созданы из-за высокой стоимости переделки. Но от оформления внутреннего убранства она отстранила Растрелли, и залы дворца доделывали другие мастера.
В 1837 г. произошел разрушительный пожар, уничтоживший большую часть интерьеров. Восстановление продлилось два года. Им занимались архитекторы Василий Стасов и Александр Брюллов.
Зимний дворец задумывался как символ могущества Российской империи, поэтому размеры его впечатляют. Общая площадь составляет 60 тысяч кв. м, а высота — 23,5 м. Протяженность северного фасада, который выходит на Неву, составляет 210 м, а западного, со стороны Адмиралтейства, — 175 м.
В 1844 г. появился указ Николая I, запрещающий строить здания выше 23,4 м. Этот запрет действовал до 1904 г. и получил название «Небесная линия Санкт-Петербурга». И во многом определил сегодняшний облик города.
Интересно, что изначально цвет Зимнего дворца был песочным. Во времена правления Александра I он стал бледно-желтым. При Николае I дворец приобрел удивительный красно-коричневый цвет. А в Великую Отечественную войну Зимний выкрасили в серый цвет, чтобы уберечь его от бомбежек. Свой современный вид дворец приобрел в 1947 г. и сохраняет его уже более 70 лет.
Интерьеры Зимнего дворца
Роскошный, нарядный Зимний дворец составляет замечательный ансамбль с Дворцовой площадью. Великолепие дворца подчеркивается скульптурами и вазами, установленными над карнизом по всему периметру здания. Внутри дворца открыты для посещения множество превосходно отделанных покоев, среди которых Большой тронный (Георгиевский) зал, облицованный белым каррарским мрамором, доставленным из Италии, Золотая гостиная, стены и потолок которой покрыты сплошной позолотой, изящный Будуар с обилием зеркал, резных позолоченных орнаментов и декоративных вставок, Малахитовая гостиная, Концертный зал.
Посольская (Иорданская) лестница
Первое, что видят посетители, когда заходят в Эрмитаж, — это главную парадную Российской империи — Посольскую лестницу. Второе ее название — Иорданская. Из первого названия уже становится понятно, что именно по этой лестнице следовали в парадные залы послы иностранных государств для аудиенций с императорами. А название Иорданская пошло от того, что по этой лестнице царская семья и высшее духовенство спускались на праздник Крещения к Неве для совершения обряда водосвятия к «иордани» — проруби во льду Невы.
Здесь четко читаются все элементы елизаветинского барокко — обилие позолоты в сочетании с гладкими колоннами из серого мрамора. Ступени и резная балюстрада выполнены из наиболее ценной породы мрамора — каррарского. Его добывают в Италии в регионе Тоскана. Из-за своего цвета и блеска он и по сей день считается самым дорогим в мире.
Петровский (Малый тронный) зал
Интерьер этого зала украшает характерный вензель Петра I — две латинские буквы «Р» и другие символы императорской атрибутики, например двуглавые орлы и короны. В нише, которая напоминает триумфальную арку, расположилась картина «Петр I с аллегорической фигурой Славы». А стены зала украшают расшитые серебром панно из итальянского бархата.
Георгиевский (Большой тронный) зал
Георгиевский зал спроектировал Джакомо Кваренги. Торжественное открытие состоялось 26 ноября 1795 г. В отделке в обилии использовался уже упоминавшийся каррарский мрамор, а также позолоченная бронза. Деревянный паркет набран из 16 ценных пород дерева. Над троном возвышается барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». А сам трон был создан в Лондоне по заказу императрицы Анны Иоанновны. Такая помпезность в оформлении зала была неслучайной, ведь именно в этом зале принимали иностранные делегации и проводились все официальные церемонии.
Павильонный зал с часами «Павлин»
Над этим залом работал архитектор Андрей Штакеншнейдер. Интересно, что в своем проекте он соединил черты готического и ренессансного стилей. Потолок и аркада состоит из позолоченного лепного орнамента, который гармонично сочетается со светлым мрамором и хрустальными люстрами. Окна зала выходят на Висячий сад и Неву.
Главный экспонат этого зала — часы «Павлин», созданные механиком британцем Джейсоном Коксом и мастером Фредериком Юри. Это единственный в мире автомат 18 в., который дошел до нас в первозданном состоянии. У часов даже есть свой хранитель. Заводят их каждую пятницу в 19:00. Если подгадать время визита, то можно застать это зрелище.
Зал Большой чаши
Этот экспонат обязателен к просмотру — самая большая в мире ваза весом более 19 тонн. Другие ее названия — «Царица ваз», «Большая Колыванская ваза». Наружный диаметр составляет около 5 м, а внутренний — более трех. Высота вазы вместе с пьедесталом также почти 3 м.
История изделия охватывает период более 30 лет. В 1815 г. на каменоломнях в Алтайском крае был обнаружен большой кусок зелено-волнистой яшмы. Он был довольно однородным и пригодным для выделки, что большая редкость для минералов. К работам автор проекта Авраам Мельников приступил в 1828 г. А свое место в Эрмитаже ваза заняла лишь спустя 20 лет из-за сложной работы и затруднительной транспортировки.
Гербовый зал
Зал получил свое название благодаря гербам губерний Российской империи. Их можно рассмотреть на семи больших люстрах — 52 металлические пластины. Для этой цели можно использовать зум на мобильном телефоне. При этом герб Санкт-Петербурга расположен в центре.
Отличительный признак этого зала — золотые колонны. Свой нынешний вид пространство получило при Николае I, до этого колонны были белые. На позолоту потребовалось 7 кг драгоценного металла.
Будуар
Еще один зал, который обязательно советуют посетить экскурсоводы, — это будуар Марии Александровны. Изящная резная отделка стен сочетается с гранатовым шелком настенных панелей. Эффект усиливается благодаря люстрам и их отражениям в зеркалах.
Лоджии Рафаэля
Екатерина II, желая иметь у себя лучшие образцы мирового искусства, заказала создать в Зимнем дворце копию ватиканских лоджий, расписанных Рафаэлем и его учениками. Императрице очень хотелось увидеть этот шедевр, но выехать в Рим она не могла, поэтому велено было создать точную копию в Петербурге.
Созданием лоджий занимался Джакомо Кваренги, который ради этого специально прибыл из Италии. Папа Римский дал добро на копирование. Перед прибытием в Россию Кваренги сделал точный замер Ватиканской галереи, а группа художников приступила к перерисовыванию оригинальных фресок. Копии создавались на холстах и закатанными в тубы доставлялись в Россию.
Под новую галерею выстроили помещение, оно должно было в точности повторять размеры римского прототипа. Но отличия все же имелись. В оригинале лоджии были открытыми, а в Зимнем дворце из-за климата они оказались застекленными. На месте оригинальных оконных проемов висят зеркала. Сами фрески выполнены темперными красками на холстах.
Главная императорская сокровищница искусств — Эрмитаж
Эрмитаж уже много лет сохраняет за собой звание одного из самых больших музеев мира. Его фонд насчитывает более трех миллионов экспонатов, а коллекция экспонируется в 365 залах. Она охватывает период от каменного века до современности. Считается, что если насквозь пройти все залы сокровищницы, то придется преодолеть 20 км. А если при этом рассматривать экспонаты, то на изучение Эрмитажа уйдет восемь лет.
Музей включает в себя 6 зданий: Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.
Начало коллекции положила сама императрица Екатерина II. Предметы, которые она покупала, хранились в специальном дворцовом флигеле Зимнего дворца «Эрмитаже», что в переводе с французского означает «уединенное место, келья». С годами императорская коллекция росла и в 1852 г. обрела свой собственный дом. А уже Николай I построил Новый Эрмитаж, который стал публичным музеем.
Эту традицию продолжили и другие члены императорской семьи. Таким образом в России сформировалась поистине потрясающая коллекция, которая содержит немало мировых шедевров, ради которых в Санкт-Петербург едут туристы со всего мира.
Именно в Эрмитаже началась серьезная работа с императорским собранием, благодаря чему множество полотен были каталогизированы и изучены. А уже в 19 в. музей приобретает работы русских художников. Многие из них позже войдут в основу Русского музея. Благодаря всем этим усилиям, серьезную основу и развитие получает российская школа искусствоведения. Воспитываются отечественные специалисты, благодаря которым удалось установить, что многие полотна, купленные как работы кисти Леонардо да Винчи и Рафаэля, оказывается создавались их учениками.
Главные шедевры коллекции
В первую очередь в Эрмитаж нужно идти, чтобы увидеть шедевры художников Возрождения. Конечно, это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи. Необычные «фамилии» мадонны получали по именам владельцев коллекций, из которых они были выкуплены.
В 229-м зале можно найти полотно «Мадонна Конестабиле». Считается, что это была первая мадонна, которую создал Рафаэль Санти. Позже этот образ займет прочное место в его творчестве.
«Даная» Тициана также относится к шедеврам коллекции и обязательна к просмотру. Художник создал как минимум пять вариантов этой картины. Одну из них, где вместо Купидона изображена кормилица, приобрела Екатерина II в 1772 г.
«Юноша с лютней» Караваджо — это единственная картина художника на территории России. Полотно в 1807 г. выкупил Александр I. Интересно, что картина долгое время выставлялась под названием «Лютнистка», так как юноша был очень похож на девушку.
В Эрмитаже хранится богатейшая коллекция полотен Рембрандта за пределами Амстердама. И одна из жемчужин — это картина «Возвращение блудного сына», 1668 г. Эту работу художник написал незадолго до своей смерти. Она перекликается с еще одной более ранней картиной «Блудный сын в таверне», где Рембрандт изобразил себя в образе молодого кутилы в богатой одежде и в объятиях молодой женщины. Два противоположных образа ярко показывают переосмысление жизненного пути.
Две монументальных картины Анри Матисса также демонстрируются в Эрмитаже — это «Танец» и «Музыка». Скандальные для своего времени полотна, созданные для коллекции Щукина, изначально вызвали шквал негодования. Но посмотреть их непременно стоит из-за невероятного ощущения движения, которое создается за счет ритмики фигур и цвета.
«Композиция VI» Василия Кандинского может быть сложной для восприятия, но это полотно — настоящий шедевр. В основе лежит библейский сюжет о конце света. Рабочее название картины — «Потоп». Изображен мир, гибнущий в разбушевавшемся море. Главную роль играет цвет и расположение объектов, рассматривая которые, можно испытать чувство тревоги.
Эрмитажные коты
В 18 в. в Зимнем Дворце Петра I появилась неожиданная напасть — расплодились мыши и крысы. Они не только уничтожали запасы продовольствия, но и грызли мебель и даже делали дыры в стенах. Узнав об особенных казанских котах, императрица Елизавета Петровна издала указ, в котором распорядилась выслать ко двору 30 взрослых особей, умеющих ловить мышей.
Прибывшие животные быстро справились с напастью, и грызуны из дворца исчезли. После постройки новой резиденции коты переехали и туда. Екатерина II кошек не жаловала, но с их присутствием ей пришлось смириться, потому что крысы в том числе атаковали предметы искусства. Она же разделила кошек на два сословия: надворные и комнатные. Среди последних было много русских голубых.
В послевоенное время котов пытались заменить на химикаты, но предприятие не увенчалось успехом, в залах вновь развелись крысы. И с тех пор коты занимают почетное место в истории Эрмитажа. Сейчас каждый из них стерилизован, имеет свой паспорт, ветеринарную книжку и статус «квалифицированного специалиста по очистке музейных подвалов от крыс». В Эрмитаже даже есть отдельный зал, посвященный жизни котов. Животные могут спокойно передвигаться, в основном по подвалам, которые составляют почти 20 км, но вход в выставочные залы им воспрещен. Сотрудники музея уверяют, что подвалы сухие и теплые, помещения оборудованы проходами. У каждого котика есть своя миска, лоток и спальная корзинка. Сейчас в Эрмитаже живут около 70 пушистиков.
Как добраться до Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
Зимний дворец находится по адресу: Дворцовая площадь, д. 2. Ближе всего к нему располагается станция метро «Адмиралтейская». После выхода из подземки нужно повернуть налево и выйти на Малую Морскую улицу. Оказавшись там, повернуть направо в сторону Невского проспекта. Когда выйдете на эту оживленную улицу, идите направо до арки Дворцовой площади.
Если вы хотите доехать на наземном транспорте, то к ближайшим остановкам идут автобусы №№ 7, 10, 24 и троллейбусы №№ 1, 7, 10, 11. Названия остановок, на которые можно ориентироваться: «Дворцовая площадь» и «Дворцовая набережная».
Чтобы зайти внутрь Эрмитажа, нужно пройти через Дворцовую площадь и под центральными арками. Вы окажетесь в Большом дворе. Там уже по указателям можно найти вход.
Часы работы и стоимость билетов
- Зимний дворец закрыт по понедельникам, 1 января и 9 мая.
- Ср., чт., вс. — работает с 11:00 до 18:00.
- Вт., пт., сб. — работает с 11:00 до 20:00.
- Кассы прекращают работать за час до закрытия.
Что нужно знать перед посещением Зимнего Дворца
Планируя визит в Санкт-Петербург, не рассчитывайте посмотреть Эрмитаж быстро. Для этой цели лучше выделить 2-3 дня. Чтобы увидеть все самое интересное и не потеряться в залах, в интернете можно скачать специальные маршруты. Они есть в свободном доступе.
Посещение музея организовано по сеансам продолжительностью два часа. Лучше всего заранее купить билеты на официальном сайте, если хотите попасть на определенное время. Оплатить Пушкинской картой не получится.
Интересные факты о Зимнем дворце
- Строительного мусора после завершения Зимнего дворца было столько, что его складывали прямо на Дворцовую площадь. Петр III кардинально решил эту проблему — он разрешил всем желающим забрать что угодно. Так площадь быстро опустела.
- Малахитовая гостиная — интерьер этого зала лучше всего сохранился до наших дней. Он украшен знаменитым уральским малахитом. Гостиная располагается между парадными залами дворца и комнатами императоров. Часто именно там члены императорской семьи выстраивались перед торжественными выходами.
- Государственный Эрмитаж входит в топ-10 самых посещаемых художественных музеев мира. В 2018 г. он занял 9-е место благодаря тому, что за этот год там побывали 4,2 млн человек. А в 2019-м еще больше — почти 5 млн, тем самым Эрмитаж поднялся на 8-ю строчку рейтинга.